Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

О крайних случаях

Я тут недавно недоумевала по поводу фантастики, и совершенно зря.
По большому счету, любая литература (как и искусство в целом) есть попытка эскапизма. Даже, знаете ли, критический реализм и натурализм - как доказательство от противного. Как ни странно, это возможно - создать некую новую реальность, преломив по-своему впечатления от реальности сущей и тем самым отказавшись от нее. В таком случае, излишняя увлеченность фантастикой (туда же и фентези разнообразные) - лишь крайняя степень эскапизма, когда человеку для достижения некоторого душевного полета и получения эстетического удовольствия недостаточно лишь более или менее частичного преломения или искажения реального мира, а требуется практически полный отказ от всех конкретных реалий и правил.
Остается лишь вопрос, почему недостаточно - от излишней бедности воображения или излишней тонкости душевной организации? Откуда у некоторых это желание отвязаться от всего конкретного и житейского, когда у большинства наблюдается прямо противоположная тенденция - привязать к реальности при малейшей возможности все, пусть даже и мало к ней относящееся?
Вот читала я эти дни спокойно Толкиена - и читала. Никаких отрицательных эмоций не испытывала - к мифологии спокойно отношусь с институтских лет. А тут ОВ возьми да и напомни, что писался-то "Властелин колец" в 40-е годы, причем в первой половине. И совершенно по другому воспринимаешь в этом контексте и тьму с Востока, и воплощение мирового зла - всевидящее око, пытающееся "всех сковать единой черной волей", и союз свободных народов Средиземья против властелина Мордора и многое другое. Целый рой ассоциаций. Иногда, наверное, лишних.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments