Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Вместо ответа юзеру livanec

на это
Действительно, при существующем многообразии этических систем крайне трудно определить некий универсальный критерий для "что такое хорошо и что такое плохо". Где расположен тот самый "орган первичной нравственности", делающий человека биологического (который, по сути, еще животное) человеком социальным (ибо именно в общении с себе подобными понятие нравственности становится особенно актуальным). Заметьте, речь идет именно о первичной морали, а не том сложном кодексе правил поведения, выработанном веками и разнящемся в каждом отдельном социуме.
Так вот, бесспорным представляется мне наличие у каждого психически здорового человека совести. Как того самого инструмента, с помощью которого человек, если угодно, общается с Богом (провидением, фатумом - вобщем, неким воплощением и регулятором мирового баланса). Именно совесть, взвешивая все "за" и "против", сигнализирует человеку о правильности или неправильности его поступка с точки зрения первичной нравственности. Иногда сигналы эти прямо противоположны по "знаку" видимым "практическим" результатам поступка. Ежели происходит это достаточно часто, человек пытается в угоду благополучию видимому свой внутренний голос заглушить. Если ему удается - имеем пример того, что называется человеком бессовестным. Это не значит, что он сигналов совести не слышит. Просто ему удается их игнорировать.
Так вот, если вернуться к первоначальному вопросу, то спросится с нас в итоге в зависимости от того, насколько часто пренебрегали мы в этой жизни голосом совести в угоду собственным слабостям или корысти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments