Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Русский Север от Мезени до Ладоги: Каргополье

В Каргополье в наших путешествиях по Северу мы оказывались неоднократно, так как этот регион (который очень интересен сам по себе) расположен весьма стратегически - на пути из Архангельской области в Карелию. В этот раз мы остановились здесь по тем же соображениям – и тут выяснилось, что запланированная поездка на лодке на Онежские петроглифы снова не состоится по погодным условиям (аналогичная ситуация сложилась и годом ранее). Таким образом, у нас освободилось где-то полдня. Но, слава Богу, несмотря на неоднократные поездки в эти края, мы могли найти себе занятие на это время.

Если интересно, про сам город Каргополь и его музеи я писала уже не раз (раз, два, три, четыре). Тем не менее, кое-что новое обнаружилось здесь для нас и в этот раз.
Первым делом мы отправились в церковь Зосимы и Савватия (1819 г), где расположена одна из экспозиций богатейшего Каргопольского музея-заповедника. Еще пару лет назад в ней размещались иконы и деревянная скульптура. Теперь все сильно изменилось: иконы остались в церкви, но большую часть скульптуры куда-то переместили. Часть ее мы потом обнаружили в музее истории Каргопольского края, разместившегося в другой церкви - Введенской (1808 г), что на Соборной площади. Это, кстати, был последний из музеев Каргополя, где я не бывала ранее, но в нем неожиданно обнаружилась масса знакомых экспонатов - видимо, недавно экспозиции каргопольского музея были сильно реорганизованы. В любом случае, Каргополь остается городом музейным, и количество посетителей здесь не может не радовать.
Через музей же нам удалось попасть внутрь обычно закрытой Благовещенской церкви (1692 г). Сейчас в ней разместилась небольшая выставка. Но куда интереснее посмотреть сам интерьер храма, где помимо невнятных остатков росписей сохранился классицистический иконостас XIX в. Для попадания внутрь необходимо позвонить в музей и договориться с сотрудником о посещении – человек подойдет и откроет дверь.

Кроме музеев изменения в Каргополе коснулись также набережной реки Онеги, где вырубили лишние деревья, замостили плиткой дорожки на Соборной площади, отреставрировали здания по её периметру и отстроили новые деревянные полоскальни для белья. Эти полоскальни меня поразили еще во время первого визита в город, но мне, к сожалению, за все визиты в Каргополь так ни разу и не удалось увидеть там ни одной полоскальщицы. Похоже, это теперь больше элемент культурного ландшафта – и в нынешнем виде он выглядит еще и более концептуально.
Ещё одной новой для нас локацией в Каргополе стал старый расписной дом, перевезенный сюда из одной из близлежащих деревень (спасибо турбюро "Лаче" за подсказку). На его фронтоне сохранились росписи с растительными элементами и всадниками (довольно редкий сюжет для этих краев).

1. Церковь Зосимы и Савватия (1819 г), где разместилась одна из экспозиций каргопольского музея.


2. Купол церкви изнутри


3. Сейчас храм неплохо отреставрирован. 4. Распятие XIX в.


 5. Фрагмент Распятия с Положением во гроб.


6. Плоды страданий Христовых (XIX в, из Успенского м-ря). 7. Покров на аналой (кон. XVIII - нач. XIX вв).


8. Тройная икона Святая Троица (кон. XVIII в, из Успенского монастыря). 9. Набедреник XIX в.
 

10. Орари кон. XIX - нач. ХХ вв: один - вышивка по ткани, другой - из соломы и цветных нитей.


11. Спас оплечный (XVIII в, из Христорождественского собора). 12. Евангелие рукописное нач. XVII в.


13. Деисус XVII в из Смоленской церкви в Малой Шалге.


14. Фрагмент рамы с житием Макария Унженского и Желтоводского (II пол. XVIII в).


15. Благовещенская церковь (1692 г), известная почти всем, побывавшим в городе, - та самая, восточную стену которой Игорь Грабарь считал шедевром стенной обработки.


16. Но внутри, думаю, мало кто бывал. А нам, наконец, удалось попасть и увидеть вот этот классицистический иконостас XIX в.


17. Фрагмент иконостаса.


18. Остатки росписей и лепнины, входная решетка в нижний храм.


19. Соборная площадь с колокольней (1772-1778 гг), собором Рождества Христова (1552-1562 гг) и Введенской церковью (1808 г), в которой сейчас разместилась экспозиция по истории и археологии Каргополья.


20. Святые князья Борис и Глеб на фоне горящего Каргополя (нач. XVIII в). 21. Праотец Ной с сыновьями (нач. XIX в) - пример иконы с влиянием светской живописи.


22. Археологические находки из могильника Тихманьга (XII-XIII вв) - украшения финоугорского населения Каргополья. 23. Фонарь и оконная решетка XVIII в.


24-25. Деревянная скульптура в киотах: святой Николай Можайский (обе - I пол. XVII в).


26. Покровец XVIII в.


27. Плащаница "Положение во гроб" (XVIII в).


28. Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы (XVII в).


29. И еще деревянная скульптура: Христос в темнице (XIX в). 30. Ангел (нач. XIX в).


31-32. Резные иконы были очень распространены на Русском Севере - особенно, в среде старообрядцев. Оба - Голгофский крест под покровом храма (XVIII в).


33-34. Резные кресты XVIII-XIX вв.


35. Персидская сивилла из церкви в с. Лядины (XVIII в) - работа артели известного онежского иконописца И. Богданова-Корбатовского.


36. Створка складня "Крест Голгофский с орудиями страстей Господних (кон. XVII в). 37. Вотивные предметы и иконы - подношения в храм или иконе.


38. Полоскальни на берегу Онеги в Каргополе.


39. Обновленная набережная реки Онега в Каргополе.


40. Недавно отреставрированный дом купца Вешнякова (1806-1808 гг)


41. Магазин купца Лехова (нач. ХХ в).


42. Дом с расписным свесом.


43. Расписные свесы.


44-45. И снова свесы поближе.


46. Самая характерная деталь росписей - всадник на коне.


47-48. Ну и более традиционные: деревья и птицы.


49. Роспись фасада дома в Каргополе.


Расписные избы мы искали и в окрестностях Каргополя. Найти удалось далеко не все: где-то не разобрались с дорогой, где-то испугались бетонных плит (напомню, что до этого момента мы уже успели поиметь немало проблем с покрышками). Осмотреть удалось пару изб в деревне Марковская, где среди цветов в вазонах вместо львов изображены какие-то лягушки.
Также заехали с деревню Трофимовская (Волосово), где законсервирована старая церковь Иоанна Богослова (1670 г), чей шатер обвалился еще в советское время, но до сих пор так и не восстановлен.
Но, самое главное, нам удалось найти держательницу ключа от часовни Александра Невского (I пол. XVIII в) в Конёво. Остановившись рядом с целью сделать пару фотографий, я спросила у проходящего мимо молодого человека, у кого может быть ключ. Он просто зашёл в подъезд соседнего дома и позвал какую-то женщину. Впрочем, в тот день ключа у нее не оказалось, но мы смогли договориться о посещении на следующее утро. Пришлось возвращаться в Конёво из Каргополя – но, к счастью, не зря: часовню нам открыли. Здесь сохранилось чудесно написанное «небо» XIX в, на котором помимо традиционных персонажей (архангелы, евангелисты) изображен и сам святой Александр Невский.
Закончили каргопольскую программу поездкой вдоль восточного берега озера Лаче в куст Калитинка, где в деревне Великая волонтеры «Общего дела» недавно закончили реставрацию часовни Флора и Лавра (XIX в). Мы ее видели пару лет назад в разобранном виде, теперь вот удалось посмотреть конечный результат.
Но стоит помнить, что вышеперечисленное - не основные достопримечательности Каргополья. О том, что, в первую очередь, следует посмотреть в ближайших окрестностях города, можно прочитать здесь, здесь и здесь.

50. Первый дом с расписными свесами из деревни Марковская.


51. Расписной свес и солнышко поближе.


52. Львы тут, и правда, смешные.


53. Ну и традиционные цветы в вазонах


54. Второй дом с расписными свесами в Марковской.


55. И опять вазоны.


56-57. Ну а здесь львы боьше похожи на лягушек.


58. Трофимовская (Волосово). Церковь Иоанна Богослова (1670 г). Ее шатер рухнул давно, но консервационные работы были проведены лишь пару лет назад.


59. Церковь Иоанна Богослова (1670 г) со стороны апсиды. 60. И ее окно.


61. В Волосово, оказалось, есть еще одна церковь - единоверческий храм Иоанна Богослова (1862 г).


62. Куст Калитинка, деревня Великая. Недавно отреставрированная часовня Флора и Лавра (XIX в).


63. Наличники дома в деревне Великая.


64. Конёво. Часовня Александра Невского (I пол. XVIII в) и 65. ее деталь.


66. Расписное "небо" кон. XIX века в часовне Александра Невского.


67-68. Традиционные изображения архангелов: Селафиил, Рафаил, Михаил...


69...Гавриил, Уриил, Варахаил...


70. И св. Александр Невский рядом с ангелом Хранителем. 71. И еще фрагмент "неба": апостол Павел, евангелист Матфей и архангел Гавриил.


72...апостол Пётр, Покров пресвятой Богородицы, апостол Павел.


73-74. Евангелисты Марк и Матфей.


75. Покров Богородицы и 76. Спас поближе.


77. в приближении апостол Петр и 78. архангел Михаил.


79. Расписное "небо" (XIX в) часовни св. Александра Невского в Конёво.


На этом мы попрощались с Архангельской областью и отправились в Карелию, где, несмотря на все капризы погоды, нас ждала насыщенная и интересная программа. О ней речь в следующих постах.
Tags: Арх. Каргопольский район, Арх. Плесецкий район, Архангельская область, От Мезени до Ладоги, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “От Мезени до Ладоги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “От Мезени до Ладоги” Tag