Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Русский Север от Мезени до Ладоги: краеведческий музей Архангельска

Архангельский областной краеведческий музей относится к старейшим музеям России (основан еще в 1837 году!). К тому же его экспозиции разместились в прекрасном каменном здании - в Гостиных дворах, выстроенных в 1664-1668 гг и подвергавшихся перестройкам вплоть до нач. ХХ в. Сейчас это впечатляющий архитектурный комплекс, состоящий из разновременных построек, вытянувшийся вдоль набережной Северной Двины - одного из самых фотогеничных мест города.
В соответствии с последними тенденциями, в один из дней недели музей работает допоздна (до 21.00 ЕМНИП) - так что у нас была возможность провести здесь свободный вечер в Архангельске.

Не менее интересно, чем знакомство с коллекциями музея, для нас было прогуляться по длинным коридорам и галереям самого Гостиного двора (увидеть своды XVII века - бесценно). А вот сама экспозиция, несмотря на наличие ряда ценных экспонатов, мне показалась какой-то рыхлой и немного нелогичной. после роскошного собрания Художественного музея (о котором я рассказала в прошлом посте), от краеведческого музея я, честно говоря, ожидала большего.

Экспозиции музея охватывают различные темы из истории Поморья - от прибытия к устью Северной Двины кораблей английского капитана Ричарда Ченслера в 1553 году и закладки в 1584 г крепости Михаила Архангела (ставшей на полтора века главными морскими воротами России) до нехитрого быта советского времени. Здесь есть небольшая коллекция народного костюма и крестьянского быта и образцы различных местных ремесел.

Познавателен раздел, повествующий об освоении Арктики русскими (и не только) мореплавателями, полном не только героических, но и трагических страниц. Особый интерес представляют здесь предметы с зимовки Виллема Баренца 1598 г.

Гостиный двор XVI - нач. XIX вв. С фасада там чистый классицизм. А вот со двора вполне видно, что это XVI-XVII вв.


Модель корабля "Полтава" (1712 г) - уменьшенная копия корабля, которым командовал царь Петр I.


Гальюнная фигура корабля "Полтава" (украшение носовой части судна).


Гостиный двор (XVI - нач. XIX вв) с фасада выглядит вполне классицистическим зданием.


И еще Гостиный двор - в свое время это и сейчас грандиозное здание было еще больше - его часть разобрали в нач. ХХ в.


Внутренние галереи и своды Гостиного двора весьма колоритны. В музей стоит идти уже ради того, чтобы погулять по этим коридорам.


Наличник и порталы галерей двора.


Коридоры и переходы двора, местами сохранились аутентичные клепаные двери.


Внутри залы с опорными столбами - тоже признак древнерусской архитектуры.


Деталь Гостиного двора - декоративная вставка из орлецкого белого тесаного известняка (XVII в).


Плита из известняка XVII в с изображением единорога


Црен XIX в (для выпарки соли) из Нёнокоцкого посада.


Сундук для хранения казны (XVII в, Холмогоры) и его сложная система замков.


Находки с места зимовки экспедиции Виллема Баренца (1598 г)


Полковое знамя Холмогорских стрельцов (1696 г),...


...на котором изображены покровитель воинства Архангел Михаил и Иоанн Предтеча (покровитель брата Петра I Ивана Алексеевича).


Крест 1694 г, поставленный Петром I в Унской губе на побережье Белого моря в знак спасения во время Бури. Потом был перенесен в Троицкий собор. Надпись на кресте вырезана Петром на голландском языке. Украшение кормовой части корабля (гальюнная фигура) XVIII в.


Крест с надписью о строительстве Успенской церкви Николо-Карельского монастыря (1664 г).


Коллекция медальонов, посвященная победам в Северной войне (1720-е гг)


Вывеска "Офицерская столовая" на английском языке времен английской интервенции 1918-1919 гг. Знамя Дайеровского батальона (1919 год): батальон был сформирован канадским полковника Дайером из местных жителей, занимался хозяйственными работами, расформирован после перехода части солдат на сторону красных.


Экспозиция народного искусства


и народного костюма Архангельской области.


Костюм женский праздничный с головным убором "кружок" и костюм женский праздничный с кокошником и платом золотого шитья - оба кон. XIX - нач. ХХ вв.


Футляр для митры (II пол. XVII в) и митра (1653 г, Новгород).


Брачные венцы XVII в.




Самым большим и интересным для меня во всем музее стало собрание предметов религиозного искусства: великолепные оклады церковных книг, золотое шитье, резные деревянные кресты, облачения духовенства, старопечатные книги и т.п.

Набедренник "Благовещение" (XVII в) и пелена "Алексий, человек Божий и Мария Египетская" (1662 г) - обе из Антониево-Сийского монастыря.


Палица Троица (сер. XVII в)


Покров на раку Антония Сийского (XVII в). Еще один Антоний Сийский (1661 г, Москва)


Слюдяной фонарь XVII в. Распятие XVII и Распятие XIX в на перламутре.


Пелена Крещение Господне XVII в.


Икона "Князь Федор, Давид и Константин" (кон. XVI - нач. XVII вв). Икона Троица (II пол. XVII в).


Клиросный шкаф (XVII в). Крест XVII-XVIII вв.


Крест-мощевик XVII в и старообрядческий крест XIX в.


Складень "О тебе радуется" и "Хвалите Господа с небес" (XVI в).


Евангелие XVII в в роскошном чеканном окладе.


Евангелие в окладе XVII в.


В клеймах изображены евангелисты.


Еще одно Евангелие (1681 г)...


...и детали его оклада.


Фрагмент Евангелия (1677 г) и канделябр XVII в.


Деталь канделябра.

Tags: Арх. Приморский район, Архангельская область, От Мезени до Ладоги, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “От Мезени до Ладоги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments