Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Смоленские закоулки (часть 2: Любавичи, Пржевальское, Хиславичи)

Село Любавичи Руднянского района по праву можно назвать уникальным для России местом, чье своеобразие обусловлено его историей. Находившееся еще в составе Великого Княжества Литовского, местечко вошло в состав Российской империи только в 1772 году после первого раздела Польши.
До границы с Белоруссией отсюда всего несколько километров - так что нужно следить за роумингом. Даже дорога сюда ведет местами битая, что для Смоленской области уже редкость :)
Колорит Любавичей заметен сразу - это однин из немногих населенных пунктов на территории нашей страны, который входил в черту оседлости Российской империи. Более того, это одно из мест паломничкства хасидов всего мира.
Сын основателя хасидизма ребе Дов Бер после смерти отца перенес в 1813 году в Любавичи резиденцию ХАБАД. И хотя в наши дни в Любавичах не живет ни одного еврея, память любавичских ребе здесь чтут и оберегают. Сейчас в селе можно осмотреть старое еврейское кладбище, двор любовичских ребе и дом Шнеерсона, выстроенные недавно на средства нью-йоркских хасидов (прежние постройки двора были уничтожены во время войны фашистами). Кстати, та самая библиотека Шнеерсона, ставшая яблоком раздора между Россией и нбю-йоркским ХАБАДОМ, происходит именно из Любавичей, хотя давно находится в Москве.

В связи с карантином, сейчас паломников в Любавичах почти нет (мы видели только небольшую группу красивых еврейских девушек - судя по номерам машин, москвичек). Но, похоже, раньше гостей здесь хватало – даже названия улиц в селе дублированы на иврите.
На подворье любавичских ребе можно попасть, найдя смотрителя из местных. Также можно посетить дом Шнеерсона (выстроенный для последнего ребе, который, правда, здесь так и не пожил). Но мы как люди от хасидизма далекие не стали туда стремиться.
Ограничились тем, что сходили на еврейское кладбище, где посреди могил простых жителей местечка есть и захоронения четырех любавичских ребе. Кладбище, видно, сильно пострадало в годы последней войны - впрочем, что там кладбище: почти все еврейское население Любавичей было расстреляно немцами.

Еще один редкий для России памятник Любавичей - Успенская церковь, построенная в сер. XVIII веке как униатский костел (!) в господствовашем тогда в Речи Посполитой стиле виленского барокко. К тому же внутри церкви сохранился иконостас с деревянными скульптурами, перенесенный сюда из монастыря Авраамия Смоленского в XIX веке, - уже после того как костел был перестроен и преобразован в православную церковь.

Покинув Любавичи, по дороге, ведущей вдоль российско-белорусской границы, добрались до села Микулино, где на вершине высокого холма (городище, на котором в XIV веке существовал город Микулин) стоит еще один бывший униатский костел, сильно перестроенный в XIX в. Сейчас это Троицкая церковь, которая впечатляет разве что мощными контрфорсами - архитектура ее безнадежно испорчена более поздними переделками.

1. Любавичское еврейское кладбище


2. На кладбище можно пройти через эти новые ворота


3. Кладбище общим планом


4. Умиротворение, уместное как раз для такого места


5. Могильные плиты разной формы


6. Новая синагога на кладбище.


7-8. Могильные камни с надписями.


9. Некоторые снабжены пояснительными табличками.


10. Могилы любавичских ребе.


11. Дом Шнеерсона был построен для последнего ребе. Но тот так и не воспользовался возможностью пожить в Любавичах.


12. Ворота двора Шнеерсонов, куда мы не ходили. Там все построено недавно на деньги нью-йоркского ХАБАДа - прежние постройки подворья были разрушены фашистами в войну.


13. На воротах стилизованное изображение с картины Залмана Клейнмана "Хасиды, едщиет к своему ребе" (из Хиславичей в Любавичи).


14. Вот она эта картина (источник)


15. В Любавичах на подворье Шнеерсонов строится новая иешива.


16. Указатели улиц в Любавичах


17-18. Успенская церковь была построена в сер. XVIII в как униатский (!) костел. Это добротный пример виленского барокко.


19-20. Иконостас церкви был перенесен сюда из монастыря Авраамия Смоленского в XIX в.


21. Фигуры, украшающие иконостас Успенской церкви.


22. Троицкая церковь в Микулино (XVIII-1875 г) стоит на месте бывшего городища.


23. Это бывший уиниатский костел, чью архитектуру сильно испортили перестройками.


24. Ворота Троицкой церкви.


25. Ворота здесь тоже, похоже, оригинальные.


26. Фрагмент иконостаса Успенской церкви (XIX в).


Погода в этот день была крайне неустойчивой: под сильный ливень по дороге мы попали несколько раз. Но когда наконец добрались до национального парка Смоленское Поозерье, дожди прекратились, и у нас появилась возможность немного погулять по территории дома-музея Н.М. Пржевальского (что в поселке Пржевальское) и даже искупаться в озере Сапшо. Вода, правда, в середине июня была еще холодная, так что купание получилось символическим. Зато музей, куда мы не смогли попасть из-за карантина в прошлом году,  в этот раз оказался открыт.
К сожалению, дом знаменитого путешественника не пережил войну - музей располагается в восстановленном после войны здании. Впрочем, и оригинальных экспонатов здесь хватает. А вот рядом остался старый дом, где Н.М. Пржевальский проживал с 1881 по 1887 гг.

27. Озеро Сапшо в несолнечный летний день.


28. Дом Н.М. Пржевальского восстановлен в 1960-х гг. В нем действует мемориальный музей знаменитого путешественника.


29. Предметы крестьянского быта: глечик, двоешки (горшки для обеда в поле) и деревянная посуда.


30. Охотничьи принадлежности Н.М. Пржевальского.


31. Кабинет Н.М. Пржевальского


32. Экспедициннное одеяло и ящики. 33. Флакончики для опиума (XIX в).


34. Пережившая пожар надпись на одном из столбов дома, оставленная Н. Пржевальским перед отбытием в последний поход. 35. Гостинная в доме Пржевальского.


36. А вот этот дом Пржевальского, где он жил с 1881 по 1887 гг, сохранился рядом с нынешним музеем. Здесь сейчас какой-то пансионат или дом престарелых.


Третий день путешествия мы посвятили Хиславичскому району, где в самом райцентре сохранился удивительный для этих переживших множество войн памятник - деревянная церковь Бориса и Глеба, выстроенная в 1880-е годы. Его несколько тяжеловеская крестово-купольная конструкция напоминает белорусские деревянные храмы XVIII века. Церковь не закрывалась даже в советские годы, так что внутри сохранился скромный, но изящный иконостас нач. ХХ века. К счастью, мы застали здесь доброжелательного священника, который открыл нам церковь и показал интерьер не только основного объема, но и небольшого придела.

В селе Черепово Хиславичского района находится одна из самых живописных руин всей России - цекровь Покрова Пресвятой Богородицы, отдаленно напоминающая римский Колизей, но выстроенная сильно позже - в 1824 году :)

37. Хиславичи. Деревянная церковь Бориса и Глеба (1880-е гг).


38. Церковь сильно напоминает белорусские деревянные храмы.


39. Колокольня Борисоглебского храма.


40. Вид на Борисоглебский храм с улиц Хиславичей.


41. Иконостас нач. ХХ в внутри храма.


42. Царские врата и 43. икона иконостаса.


44. Иконостас придела.


45. Ярусная ротонда храма Покрова Богородицы в Черепово (1824 г) отдаленно напоминает римский Колизей.


46. Покровская церковь поближе.


47. Изнутри это тоже выглядит красиво (но ходить нужно осторожно, особенно, если без каски).


48. Ельня, в которой на минутку остановились по пути домой. Купеческая лавка XIX в.

Tags: Россия, Смол. Ельнинский район, Смол. Руднянский район, Смол. Хиславичский район, Смоленская область, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Смоленская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments