Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Горнозаводский Урал: Екатеринбург (музеи: художественный и Бажова)

Музеев в Екатеринбурге много. Вернее, очень много. Понятно, что в условиях ограниченного времени приходится расставлять приоритеты, что мы и сделали сообразно со своими интересами.
Еще в первый день поездки воспользовались продленным графиком работы Музея изобразительных искусств и отправились туда. Вообще, у этого музея 2 здания в городе, но мы остановили свой выбор на том, что у Плотинки, где размещены наиболее интересовавшие нас экспозиции невьянской иконы, а также роскошный чугунный павильон каслинского литья.
Павильон этот был отлит в 1900 г на железоделательном заводе в Каслях специально для Всемирной выставки в Париже. Там он использовался как витрина для изделий заводов Кыштымского края и экспонировался с большим успехом, а после возвращения в Россию хранился на заводе. Там его в начале 1920-х годов чуть не уничтожили по распоряжению местного недалекого директора, но каким-то чудом большую часть деталей удалось сберечь. Из них и новых восстановленных элементов в 1958 году павильон был восстановлен – и сейчас экспонируется в художественном музее Екатеринбурга. В том же зале вокруг павильона размещены витрины с лучшими образцами каслинского чугунного литья XIX-XX вв.

1. Каслинский павильон (1900 г) - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музеях.


2. Он же с другого фасада


3. Надпись, свидетельствующая о том, что это витрина для изделий Кыштымских заводов.


4-5. Детали павильона: горгульи, ...


6-7. Дон Кихот и античный бог Гермес,...


8. Еще фигурки из павильона. 9. Скульптура "Россия" (1896 г).


А теперь образцы каслинского чугунного литья.
10. "Медведь на задних лапах" (1892 г) и 11. жутковатая "Охота на медведя" (1890-е гг)


12. Охотники (1913 г). 13. Ажурный стол (кон. XIX в).


14. Майя Плисецкая в Танцах персидок (1968 г) и 15. Штангист (1978 г).


16. Ермак (1912 г) и 17. Джигитовка лезгин (1914 г).


18. Прощание казака с казачкой (нач. ХХ в). 19. Солоха и черт (1913 г).


Следующие несколько залов посвящены иконам, в том числе невьянским. Принято считать, что невьянская иконописная школа возникла в I пол. XVIII века в среде старообрядцев, которых на Урал в те времена переселилось очень много. Началось все с небольшой иконописной мастерской в Невьянске. Тогда мастера этой артели старались сохранить древнерусские традиции иконописи, которые активно исчезали под напором новых веяний в искусстве. Однако со временем с конца XVIII в невьянский стиль трансформируется (я вижу тут влияние строгановской живописи). Все больше заказчиков икон приходит не из среды старообрядцев - потому большинство образцов, что представлены сейчас в музеях, поступили туда из вполне себе никонианских храмов. Можно сказать, что невьянская традиция, смешавшись со строгановской школой иконописания стала общепринятой на Урале. В коллекции музея, впрочем, есть и интересный иконостам из старообрядческой молельни - и он тоже выполнен в духе своего времени.
К сожалению, в действующих храмах невьянских икон осталось совсем немного (см. Быньги). Зато в музеях их немало: есть даже частный музей невьянской иконы, основанный бывшим мэром города Евгением Ройзманом. Мы туда не успели сходить – но что-то мне подсказывает, что в художественном музее экспозиция побогаче.

20. Фрагмент иконы Александр Невский с житием (1820-1830-е гг) - в некотором смысле, это уже поздняя невьянская школа.


21. Икона Александр Невский со сценами жития (1820-1830-е гг). 22. Собор 12-ти апостолов (1814-1822 гг).


23. Рождество Христово и 24. Параскева Пятница (XVII в) - еще не невьянская школа. Тогда иконы везли на Урал  Севера и из Центральной России.


25-26. Одна из страейших в музее икона "Неопалимая купина" (1604-1605 гг) - образец строгановской живописи (Кишерть, Пермский край)


27. Дерево Иесеево (Новгород) и 28. Рождество Иоанна Предтечи (Центральная Росия) - обе XVII в.


29-30. Николай Можайский с житием и его фрагмент (XVIII в, Русский Север)


31-32. Страшный суд и его фрагмент (XVII в, Московская школа).


33. А вот уже невьянскиая школа (ранний этап): 34. Николай Чудотворец (XVIII в) и Отечество (1780 г)


35. Еще великолепные образцы невьянской школы (т.н. Высокий Невьянск): 36. Воскресение Сошествие во ад (кон, XVIII в) и Троица Верхозаветная (1811 г).


37-38. Богоматерь Всех скорбящих радость (1810 е гг) и ее фрагмент. Много золота, яркие краски, тщательно прописанные фигуры - вобщем, очень красиво.


39. Иконостас домовой старообрядческой молельни в особняке Л. Расторгуева и П Харитонова (1880-е гг).


40. Чудо св. Георгия о змии (фрагмент)


41. Благовещение и Рождество (1814-1822 гг)


42. Иоанн Богослов и 43. Символ веры (1814-1822 гг).


44. Фрагменты иконы Символ веры


45. оттуда же. На мой взгляд, великолепная живопись.


46. Троица Ветхозаветная и 47. Сошествие Святого Духа на апостолов (1814-1822 гг)


48-49. Чудо о Флоре и Лавре (сер. XIX в) и ее фрагмент.


50. Иоанн Предтеча (1884 г) и 51. Симеон Верхотурский (кон. XIX - нач. ХХ вв)


Если останутся силы (музей немаленький!), можно ознакомиться с небольшой, но очень достойной экспозицией русской живописи XVIII-нач. XX вв. Там традиционных «набор» художников того времени. Но, насколько я поняла, основная часть живописной коллекции находится в другом здании музея, расположенном на ул. Вайнера. Мы туда не успели – да и, по некоторым данным, это здание сейчас закрыто на ремонт.

52. Неизвестный художник. Портрет Екатерины II (1782 г.).


53. Рокотов Ф. Портрет княгини Куракиной (1783 г). 54. В. Тропинин. Портрет украинца (1820-е гг).


55. А. Саврасов. Начало весны (1888 г).


56. З. Серебрякова. Крестьянская девочка (1906 г). 57. К. Петров-Водкин. Троица (фрагмент витража Троицкого собора г. Сумы, 1916 г).


58. И. Репин. Портрет Е.Д. Боткиной (1881 г). 59. Б. Кустодиев. Женский портерт (1904 г).


60. Б. Кустодиев "Игуменья" (1920 г). 61. В. Маковский "Крестьянка с детьми" (1869 г).


62. С. Судейкин. Маскарад (1910-е гг)


Как я уже писала, Екатеринбург всегда был городом «литературным» - здесь всегда было много своих писателей, многие из которых были широко известны за пределами Урала. В одном только «литературном» квартале 4 тематических музея. Но мы выбрали не их, а стоящий на улице Чапаева небольшой деревянный домик нач. ХХ в постройки в котором с 1914 по 1950 годы проживал с семьей Павел Бажов. Здесь мы гуляли с аудиогидом, экскурсия на котором рассчитана где-то на полчаса. Скончался Бажов относительно недавно – в 1950 году. Вдова писателя сохранила всю обстановку дома. Так что создавать здесь музей было несложно: сохранилась масса мемориальных вещей, все осталось так, как было при жизни Бажова. Так что это еще и весьма неплохой шанс увидеть обстановку городского уральского особняка почти 100-летней давности.

63. Мемориальный дом-музей П. Бажова расположен в его собственном доме, построенном в нач. ХХ в.


64. Гостиная дома Бажова.


65. Комната писателя


66. Рабочий стол писателя. 67. Хотя чаще писал он вот за этой конторкой.


68. Столовая


69. Гитара сына П. Бажов Алексея, погибшего в результате несчастного случая на заводе. 70. Столик для рукоделия дочери Ариадны (которая впоследствии вышла замуж за сына Аркадия Гайдара Тимура и стала матерью Егора Гайдара!).

Tags: Россия, Свердловская область, Урал, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Свердловская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “Свердловская область” Tag