Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Горнозаводский Урал: Верхняя Синячиха, Алапаевск и АУЖД

В Верхней Синячихе мы оказались волею судеб – именно в ней нашлось наиболее адекватное жилье, так что времени мы здесь провели немало. И вопреки ожиданиям, основанная в1769 г Синячиха оказалась не лишена интереса для туриста. Во-первых, как в каждом заводском поселке, здесь есть пруд (эти пруды вообще очень украшают уральские поселения), во-вторых, рядом с прудом расположена станция Алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД - о ней речь пойдет позже), в-третьих, здесь неплохой историко-краеведческий музей, который недавно открылся после ремонта. Перед музеем традиционно есть небольшая выставка промышленного оборудования, экспонаты которой, видимо, перемещены сюда с территории местного металлургического завода (от которого, к сожалению, сейчас почти ничего не осталось) или со станции АУЖД.


Плотина пруда в Верхней Синячихе. Она с 1769 года существует, но, конечно, реконструировалась.


Плотина на Верхнесинячихинском пруде с другой стороны .


Застройка старой части поселка.


Здание местного музея.


Выставка техники во дворе музея. Паровоз 9Пм-267.


какой-то движок и вагонетка.


Вся техника перенесена сюда с закрывшегося металлургического завода или с АУЖД. Железнодорожный магнитный кран.


Сам Верхнесинячихинский металлургический завод сейчас представляет из себя жалкое зрелище ((


Да и Успенский храм (1790-1796 гг) тоже до сих пор жалкая руина.


Экспозиция самоцветов в музее. - яшма.


Шахтные светильники.


Один из главных экспонатов музея - макет металлургического завода, которого больше нет...


Макет доменной печи.


Мартеновская печь действовала на заводе в 1913-1989 гг.


А это макет ныне действующего в Верхней Синячихе фанерного комбината.


Макет большой и очень наглядный.


Макет углевыжигательной печи.


К своему стыду, до посещения музея я понятия не имела, как производится фанера.


Зал музея, посвященный истории поселка.


Быт жителей поселка сильно отличался от крестьянского.


Вот типичный интерьер жилища.


Здесь часто использовали металлическую утварь.


Местного производства, естественно.


Оборудование кузницы. Сермяга кон. XIX в.


Уголок местной природы.

В Алапаевск из Верхней Синячихи мы отправились на рейсовом автобусе – с целью обратно вернуться на поезде АУЖД (той самой Алапаевской узкоколейки). Это самая длинная из сохранившихся в России УЖД, хотя и она сильно потеряла в длине в последние десятилетия. Но и сейчас АУЖД связывает с цивилизацией лесные поселки, куда нет никаких других дорог. Поезд ходит четыре раза в неделю – и так сложилось, что эти дни совпали с нашим пребыванием в Алапаевском районе. Как понимаете, грех было не воспользоваться такой оказией. Правда, ехать в отдаленные поселки времени у нас не было (на путь туда-обратно нужно около суток), но прокатиться от Алапаевска до Верхней Синячихи (час в пути) оказалось вполне возможным.

Перед запланированным ж/д вояжем немного прогулялись по Алапаевску, встретившем нас жаркой ветреной погодой и тучами пыли. Почти все основные достопримечательности здесь нанизаны на ось главной улицы – Ленина. Первое, что встречаешь по пути от вокзала - Напольная школа, в здании которой в 1918 году перед казнью содержались т.н. «алапаевские мученики» - великие князья Романовы и великая княгиня Елизавета Федоровна. Казнены они были недалеко от Верхней Синячихи, а тела их сбросили в заброшенную шахту. Сейчас на этом месте выстроен монастырь Новомученников и исповедников российских, куда мы не заехали – а зря: хоть храмы там все новодельные, но на территории можно увидеть ту самую шахту.

Еще одно примечательное здание Алапаевска – дом, где с 1849 по 1852 гг жила семья Чайковских. Отец композитора Илья Чайковский был горным инженером и успел поработать на разных уральских заводах. По долгу службы ему часто приходилось переезжать с места на место – так что во многих уральских городах успел пожить юный Петр Ильич – будущий главный русский композитор. В доме сейчас музей, но мы, к сожалению, попали на выходной день.

Есть в Алапаевске и церковь, которая не закрывалась в советское время и потому сохранила фрагменты росписей и иконостасы нач. ХХ в. Это храм св. Екатерины, выстроенный в 1910 г рядом с обветшавшей деревянной церковью на окраине города на кладбище.
Главный храм Алапаевска – красивый Троицкий собор, возведенный в 1702 г., - удачный пример стиля уральского барокко. Он напрямую связан с трагической судьбой алапаевских мучеников – здесь их отпевали в ноябре 1918 после того, как город был отбит войсками Колчака. Тела были извлечены из шахты и захоронены в склепе рядом с собором. Склеп этот был разорен и засыпан вернувшимися в город большевиками (останки вновь перезахоронили), вновь раскопан в постсоветские годы и сейчас открыт для посещения.


Церковь св. Екатерины (1910 г) стоит на окраине города на кладбище.


Росписи и иконостас сохранились здесь со времен постройки храма.


Здание Напольной школы (кон. XIX в), где с мая по июль находились великие князья Романовы и Елизавета Федоровна.


А это другой ее фасад.


Застройка исторических улиц Алапаевска.


Очень аутентичная улица.


Дом культуры Алапаевского завода (который, к сожалению, больше не работает).


Скорее всего, здание советского времени.


Дом XIX в на ул. Павлова.


Дом управителя Алапаевского металлургического завода (кон. XVIII в).


Жилой особняк XIX в.


Дом-музей П.И. Чайковского, где с 1849 по 1851 гг жила семья Чайковских.


Дом с другого фасада.


Памятник, впрочем, поставили взрослому композитору. Ну а напротив рядом с Троицким собором стоит памятник Елизавете Федоровне.


Троицкий собор (1702 г) сильно пострадал в советское время (здесь был хлебозавод), но сейчас восстановлен.


Интерьер собора сохранил какие-то росписи.


Росписи поближе.


Склеп, в котором были захоронены великие князья Романовы и великая княгиня Елизавета Федоровна.


Склеп изнутри.


Троицкий собор (1702 г) и склеп, в котором были похоронены "алапаевские мученики".

На этом прогулку по Алапаевску мы вынуждены были завершить, не дойдя до руин металлургического завода – одного из старейших предприятий Урала, положившего в 1702 г начало городу. Но нас ждала узкоколейка. Прибыв на станцию, мы купили билет в сидячий вагон (есть еще спальные, т.к. до конечной поезд идет всю ночь). Наш же путь занимал всего один час и пролегал, в основном, по лесу. На ходу вагон неслабо раскачивается, так что как люди спят всю ночь в такой тряске, не представляю. Мы же покинули поезд на станции Синячиха, для того чтобы на следующее утро отправиться дальше на север Свердловской области.


Поезд АУЖД прибывает на станцию Верхняя Синячиха.


Пути АУЖД и станция Синячиха.


Семафор узкоколейки


Здание станции похоже, сохранилось с I пол. ХХ в.


Колея, действительно, узкая - 750 мм.


В каждом вагоне есть проводник.


В Верхней Синячихе мы выходим. Поезд уходит в леса - в сторону Санкино, до которого еще 5 часов пути.


А это уже Алапаевск - поезд выезжает из депо.


А это само депо.


Рядом с депо - старый паровоз.


Интерьер сидячего вагона.


Виды из окна примерно такие всю дорогу.


Ну или вот такие (извините, окна вагона не отличались чистотой).
Tags: Россия, Свердловская область, Урал, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Свердловская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments