Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

В Мордовские земли: Мокшень

Хорошо это или плохо, но в Саранске мордовской речи мы не слышали ни разу (а вот видели много раз - почти все вывески дублированы на трех языках). Тем не менее, оба мордовских языка вполне живы - но используют их чаще в селах, куда мы и отправились на следующий день. Точнее, изучить нам удалось только одну часть Мордовии, где живут мокшане. А вот к эрзянам, которые проживают к востоку от Саранска, мы банально не успели - как обычно бывает в таких случаях, не хватило ровно одного дня. Так что пост под название "Эрзянь" придется отложить на будущее, которое, надеюсь, когда-нибудь наступит.

Первым на нашем пути лежало большое село Старая Теризморга, где помимо огромной эклетичной Никольской церкви (1901 г) есть еще большой и активный Центр мокшанской культуры. Центр, к сожалению, в честь праздников не работал, но мы не пожалели о проделанном пути: село, несмотря на отсуствие старых традиционных домов, оказалось очень колоритным. Во-первых, заехать в Теризморгу стоило уже ради названия :) Во-вторых, здесь до сих пор в быту общаются по-мокшански. В-третьих, стоит посетить местное кладбище - изображений родовых знаков на крестах мы здесь не обнаружили, но на могилах женщины часто изображены в национальных костюмах. Ну а традиционные жилища в Мордовии вообще редко встречаются: почти все дома здесь современные или реконструированные, потому (хоть республика и небогатая) села местные выглядят, на удивление, опрятно и благополучно - не чета полуживым деревням Тверской или Костромской областей.

В поселке Преображенский частично сохранился типичный для мордовских земель монастырский комплекс, возведенный на рубеже XVIII-XIX вв, где уцелели пара зимних церквей (Никольская и Александра Невского), колокольня (1810-е гг) и ограда с башнями. А вот центральный собор был разрушен в советские годы, когда постройки использовались расположенным рядом профтехучилищем. Сейчас его пытаются отстроить заново, но сильно выше фундамента стены пока не поднялись.


Старая Теризморга. Никольская церковь (1901 г).
Старая Теризморга и Преображенский монастырьCollapse )
Осмотрев монастырь, мы отправились в старейший город Мордовии Темников, заложенный в 1536 году. Центр этого небольшоо города неплохо сохранил историческую застройку, состоящую из торговых и административных зданий, жилых купеческих домов и т.д. особенно стоит отметить здание богадельни нач. XIX в, где на средства адмирала Ушакова (чья усадьба располагалась неподалеку от Темникова) в годы войны 1812 года был организован госписталь для солдат.
ТемниковCollapse )
А главная достопримечательность не только района, но и всей Мордовии, расположена в нескольких километрах от Темникова. Это Санаксарский Рождествено-Богородицкий монастырь, основанный еще в XVII в. Впрочем, как и другие мордовские обители, он был выстроен из камня как единый комплекс в кон. XVIII в, когда настоятелем здесь был Федор Санаксарский - дядя адмирала Ф. Ушакова (сам адмирал имел имении неподалеку и был похоронен на территории монастыря).
Архитектурный ансамбль хорошо сохранился и состоит из центрального собора Рождества Богородицы (1765-17773 гг), зимней Сретено-Владимирской церкви (1780-1782 гг), колокольни с Преображенской церковью (1774-1776 гг) и неизменного каре из хозяйственных и жилых корпусов и ограды.
В Санаксыре с нами разговорился немолодой монах, причем, на самые отвлеченные темы - видимо, человеку просто хотелось поговорить. Но он, кроме всего прочего, сначала отвел нас в трапезную (хотел покормить, но братия уже все съела :) - да мы и не были голодны, просто интересно было увидеть краем глаза монашескую жизнь), а потом на хозяйственный двор, где со стены мы смогли увидеть одну из главных мордовских рек Мокшу, протекающую неподалеку от стен обители.

Благодаря неплохому состоянию дорог, в этот день у нас образовался час свободного времени - в гостиницу ехать было рановато, и мы решили совершить вылазку в глухое село Полянки, что на самой границе с Нижегородской областью. От хорошей дороги на Саров сюда ведет по лесу битая отворотка длиной в 4-5 км. Преодолеть ее следовало ради разрушающейся деревянной церкви Казанской иконы Божией Матери, выстроенной в 1864 г. Когда-то это был неплохой пример деревянного классицизма, от которого и сейчас многое сохранилось. Но удьба его вызывает тревогу: к сожалению, храмом никто не занимается, видимо, потому что Поялянки - настоящая глушь, и приход здесь крайне малочисленен. Слава богу, дырявый деревянный купол еще держится - и это большая удача, потому что в нем в значительной мере сохранилась живопись на холсте, которая во многом повторяет сюжеты росписей "небес" Русского Севера: Христос с предстоящими и архангелы.
В Полянках за нами увязался пьяненький мужичок, который все сетовал, что в советское время храм использовали не по назначению, а потом вообще бросили. Да разве ж только его...
От Темникова переменного качества дорога (в основном, хорошая, но с парой совершенно разбитых, соава Богу, коротких участков) ведет в райцентр Зубовы Поляны через глуховатые лесные места, известные как Мордовлаг. Раньше здесь на въезде и выезде стояли КПП, проверявшие проезжающие машины на предмет наличия беглых заключенных. Сейчас их, слава Богу, убрали. На пути встречается несколько поселков, почти все из которых образовались при соответствующих зонах.


Санаксарский монастырь имеет характерный для мордовских обителей облик, но его архитектура особенно торжественна. Это единый комплекс построек 1760-1770 - е гг: колокольня, каре из монастырских построек и корпусов, в центре - собор Рождества Богородицы (1765-1773 гг).
Санаксар и ПолянкиCollapse )

Росписи купола Казанской церкви (1864 г) в Полянках, выполненные на холсте. Здесь традицицонный также для "небес" Русского Севера набор сюжетов: архангел Михаил и архангел Рафаил с Товием (который в руках держит довольно странного вида рыбу).

Закончить рассказ про Мордовию хотелось бы упоминанием еще одного примечательного места республики, расположенного недалеко от границы с Рязанской областью, - известного всем проезжающим по трассе М5 путешественникам села Умёт. Некоторые считают Умёт, ни много ни мало, гастрономической столицей России - хотя бы по концентрации общепита на душу населения: ведь в небольшом населенном пункте работает около трех десятков кафе! Заведения эти сильно отличаются внешне: от пугающего вида лачуг из профнастила до вполне современных "стекляшек". Впрочем, качество еды далеко не всегда определяется внешним обликом. Но сейчас, как известно, в интернете найдется все - даже рейтинг кафе Умёта. По нему мы определили лучшую точку общепита в селе, но, к сожалению, оказавшись здесь во время завтрака, в полной мере оценить местную кухню не смогли. Официантка сказала, что их коронные блюда - харчо и шашлык, но, как вы понимаете, есть такое на завтрак способны немногие. Остается надеяться, что когда-нибудь мы окажемся в Умёте в правильное время.
Умёт: накормим всех!Collapse )
Tags: Мордовия, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Мордовия” Tag

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments