Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

К западным рубежам: Брянская область (ч.4, Крапивна, Великая Топаль и музей "Палеолит" в Юдиново)

Мы очень сожалели, что на знакомство со Злынкой у нас нет больше времени, но нужно было ехать дальше – и мы отправились от белорусской границы к границе с Украиной. В этой части области также наблюдается концентрация интересных памятников архитектуры бывшей Гетманщины. Первый «куст» находится вокруг города Стародуб, о котором я когда-то уже рассказывала в этом ЖЖ. В прощлый раз мы путешествовали здесь мрачноватыми январскими днями 2017 года, но великолепные деревянные храмы Старого и Нового Ропсков, старообрядческой Елионки и усадебного Красного Рога, а также суровое казацкое барокко Стародуба хороши в любую погоду. В этот раз мы к ним не поехали, поскольку нам и без того было чем заняться.
Один из немногочисленных заброшенных храмов Брянщины находится в селе Крапивна, расположенном неподалеку от райцента Климово. Это большая деревянная церковь Михаила Архангела, выстроенная в псевдорусском стиле в 1892 ги. Пока что можно туда свободно попасть внутрь и увидеть изображения евангелистов на парусах под куполом. Но стройматериалы уже сложены рядом с храмом, так что, видимо, здесь скоро начнется ремонт. Какой-то ремонт проводился в Михайловской церкви еще в 2011 году, когда обрушилась ее трапезная часть. Надеюсь, что в этот раз работы все-таки будут доведены до конца.
Из Крапивны через райцентр Климово (где я еще в прошлый приезд заприметила множество колоритных колодцев, несколько из которых мне удалось сфотографировать в этот раз) мы отправились в бывший центр Топальской сотни Стародубского казачьего полка село Великая Топаль. В конце XVIII в, когда эти земли принадлежали уже малороссийскому генерал-губернатору и полководцу Семилетней и русско-турецких войн П.А. Румянцеву-Задунайску, в Великой Топали в 1780 г была выстроена своеобразной архитектуры псевдоготическая Спасо-Преображенская церковь. Впрочем, храмы в многочисленных и обширных имениях Румянцева-Задунайского всегда очень необычные (Вишенки, Троицкое-Кайнарджи) - таков, видимо, был вкус этого вельможи.


Крапивна. Церковь Михаила Архангела (1892 г).


Ее трапезная восстановлена после обрушения в 2011 году.


Барабан и купол храма и его интерьер с остатками росписей нач. ХХ в.


Сохранились изображения евангелистов на парусах:


Евангелист Матфей.


Евангелист Иоанн.


Евангелист Лука.


И Господь Саваоф в куполе.


Интересной конструкции колодец в Климово.


Покровская церковь в селе с красноречивым названием Хохловка построена в 1886 г.


Колокольня храма. По некоторым данным, здесь иконостас столетней давности сохранился, но здесь мы внутрь не попали. Рядом традиционный для этих мест деревянный колодец.


Почта России в Великой Топали находится в старом деревянном здании.


Великая Топаль. Церковь Спаса Преображения (1780 г) в имении графа Румянцева-Задунайского.


...и ее псевдоготические детали.


Великая Топаль. Очень необычной архитектуры псевдоготическая церковь Спаса Преображения (1780 г) в имении графа Румянцева-Задунайского.

Следующим пунктом нашей программы стало село Гринёво, где рядом с отреставрированной Троицкой церковью (1802 г) стоит заброшенный усадебный дом И.А. Безбородко - брата канцлера российской империи А.А. Безбородко. Предположительно, в его проектировании принимал участие выдающийся столичный архитектор Джакомо Кваренги. Особняк был перестроен в сельский клуб в советское время, когда утратил свой декор. Он еще крепок, но при таком отношении дальнейшее разрушение неизбежно.
От Гринёво около 6 км прекрасной дороги (как по качеству покрытия, так и по окрестным пейзажам) до деревни Бобрик, где на невысоком холме стоит деревянная церковь Михаила Архангела (1764 г, перетсроена в 1830 г.). Внутрь попасть нам сюда не удалось, потому насчет сохранности интерьеров ничего сказать не могу. Тем более, что в советское время церковь была заброшена.


Гринёво. Троицкая церковь (1802 г).


Заброшенный дом И.А. Безбородко (кон. XVIII - нач. XIX вв), в проектировании которого принимал участие Джакомо Кваренги.


Боковой фасад усадебного дома, в котором в советское время был клуб.


Сейчас дом, к сожалению, заброшен. Парковый фасад.


В село Бобрик Погарского района ведет красивая дорожка длиной в 6 км. А в концее ее в самом селе на холме стоит деревянная церковь Михаила Архангела (1764 г, перестроена в 1830 г).


Михайловская церковь с другого ракурса.


В селе Курово Пограского района некогда стоял типичный для этих краев деревянный храм Николая Чудотворца 1767 года постройки (колокольня 1887 г). Теперь какие-то люди с альтернативным чувством прекрасного полностью "одели" его в убогий сайдинг.


По этому же скользкому пути пошли и "реставраторы" церкви Параскеыы Пятницы из села Заречное (II пол. XVIII в). Есть надежда, что одумались - судя по фото с сайта sobory.ry, в 2009 году храм был "усайдингован" целиком.


Пятницкая церковь в Заречье со стороны апсиды.


Непритязательный интерьер деревенского храма. Иконостас, вполне вероятно, частично уцелел. Вот изображения евангелистов на парусах - это точно нач. ХХ в.


Типичная для этих краев икона в народном стиле (Параскева Пятница?).


Кладбище у церкви в Заречном. Много голбцов - тоже от старообрядцев?

А мы отправились дальше на юг, где в большом и древнем селе Юдиново планировали посетить уникальный музей "Палеолит", возникший в 1985 г на месте стоянки эпохи верхнего палеолита. 15 тысяч лет назад на самой границе ледника в этих местах обитали племена охотников на мамонтов, стоивших жилища из костей и шкур убитых животных. Аналогичный музей существует также в Костенках Воронежской области (по ссылке мой рассказ о нем) – и он куда более известен. Мы, естественно, спросили у смотрителей музея в Юдиново про Костенки – и они с похвальным местным патриотизмом сообщили нам, что их раскоп, в отличие от воронежского, не подвергался реставрациям и вообще каким-либо доработкам (правда, в Костенках стоянка где-то на 10 тыл. лет старше). К тому же, в Юдиново можно приехать даже зимой, а Костенки закрываются в начале ноября до весны. Но, конечно, Костенки обладают более развитой музейной инфраструктурой, и они более древние.
Верхнепалеолитическая стоянка в Юдиново также производит очень сильное впечатление – осознание того, что эти сооружения возведены еще первобытными людьми, заставляет задуматься о более глобальных явлениях, чем обычное краеведение.


Музеефицированный раскоп стоянки охотников на мамонтов в Юдиново, которой около 15 тыс. лет. Здесь два жилища (вернее, их фундаменты). Как выглядели сами хижины, изображено на картинке сзади...


...или на этой картинке из музея: в фундаменты втыкались крупные кости, на которые укладывались шкуры животных.


Изображения хижин поближе.


Дальнее жилище, рядом с которым находится кострище.


Еще кострище. Топили, кстати, тоже костями: с древесиной в то время в этих краях было сложно.


На некоторых плоских костях видны дырки - это рукотворные отверстия. Из этих костей делали что-то типа гирлянд, которые укладывали на шкуры, покрывавшие хижины сверху, чтобы их не унесло ветром.

Помимо раскопа, расположенного на окраине села, в Юдиново есть еще и сельский музей, который также заслуживает внимания. Начинается он с богатой археологической экспозиции, содержащей артефакты с раскопок тех самых охотничьих стоянок. Далее можно ознакомиться с историей села и его этнографией. Если есть желание, можно и в картинную галерею зайти, но мы спешили дальше.
Вообще, Юдиново - село крайне необычное. Конечно, колхоза-миллионера, построившего все музейные здания, в Юдиново уже нет. Зато, неожиданно, здесь до сих пор существует многопрофильная больница - одна из лучших во всей Брянской области. Кроме того, здесь функционирует театр, причем, профессиональный (как нам сказали, две ставки)! Например, в райцентре Погар никакого театра нет.


Экспозиция краеведческого музея в селе Юдиново открывается роскошной палеонтологической коллекцией, которая сделала бы честь любому областному музею.


Краеведческий музей в Юдиново расположен в центре села в здании послевоенной постройки.


Бивни мамонта - но их здесь много.


И снова кости - трофеи охотников на мамонтов. А так проходила охота на мамонта.


Нанекоторых бивнях нацарапаны загадочые знаки или надписи. На этой картинке можно увидеть попытки их расшифровки - вряд ли, впрочем, научно обоснованные.


С таким оружием на мамонтов охотились.


Здесь же витрина с образцами керамики.


Этнографическая экспозиция.


Вышитые полотенца нач. ХХ в и венчальные венцы XIX в.


Орудия крестьянского труда.


остатки декора Покровской церкви села Юдиново, утраченной в советское время.


А сельские чудеса продолжаются. Был в Юдиново и свой мастер (в витрине его фото), специализировавшийся на изготовлении музыкальных инструментов. Невероятно, но все это изготовил один человек своими руками!


Наличник усадебного дома местного помещика А.Я. Полетики. Сам дом, к сожалению, не сохранился.
Tags: Брянская область, Россия, деревянное зодчество, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Брянская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments