Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Поважье, ч.1: Вельск и окрестности

Из Архангельска мы потихоньку двинулись в обратный путь в сторону дома, но впереди нас ждало еще много интересного. Сначала совершили бросок на 500 километров на самый юг области – в Вельский район, где задержались на несколько дней. Регион этот сильно отличается от тех, о которых я рассказывала до сих пор: здесь не только рубят лес, но также неплохо развито сельское хозяйство, много земель распахано, дороги заметно лучше, чем на севере (тоже, в основном, грейдера, но поддерживаемые в хорошем состоянии), села более жилые, а дома совершенно другого типа (не такие большие, с расписными подвесами и фасадами).

Сам Вельск оказался приятным благоустроенным городом, сохранившим не так много памятников старины, но обладающий интересным музеем, основанным в 1919 году на основе собрания предметов старины крестьянина В.Ф. Кулакова. Я бы советовала посетить обе экспозиции: одна классическая историко-краеведческая, вторая – это сборник лучших экспонатов из всех разделов музея. Именно здесь находятся замечательные портреты хозяев дома – фрагмент фасадной росписи избы И.Горбунова из деревни Петрегино работы мастеров Петровских 1886 г.


Здания музея. Главное (особняк П.Соболева) здание построено в 1913 г


Основная экпозиция начиваентся с археологии. Это чудские бляхи и подвески XI-XII вв.


На таком стенде в XVIII в размещали царские указы и прочие важные документы, чтобы все могли прочитать.


Перламутровые и эмалевые изделия XVIII в. Закладной крест Агапито-Маркушевской пустыни (XVI в).


Иконы из с. Холуй (Владимирская област) XIX в.


Св. Христофор (XVII в). СВ. Пантелеймон и Кирилл Вельский (XVIII в).


"Воздух" XVIII в из Богоявленской церкви с. Пежма.


Колокольчики для скота: воркун, шаркун и ботало (кон. XIX - нач. ХХ вв).


Сундуки XVII-XVIII вв.


Расписные прялки и резные трепала.

Перемещаемся в выставочный зал, где собраны "хиты" экспозиции:


Икона "Премудрость созда себе храм" (XVII в). Резная икона XVIII в.


Крышка короба (В. Устюг, XVIII в).


Слюдяная оконная рама XVIII в. Фрагмент росписи "неба" из часовни в деревне Федьково (о ней позже) XIX в. Кстати, только сейчас подумала, что в этой экспедиции мы не видели ни одного "неба" в церкви или часовне (а вот на Онеге их до сих пор немало сохранилось).


А вот еще дверцы шкафа XIX в с любопытными сюжетами.


Ну и традиционные львы тоже на месте. Луюок "Старик на коленях у молодой" (1750-1760-е гг).


Коллекция печных изразцов XVIII в.


Традиционные для севера головные уборы.


Женская праздничная одежда XIX в с душегреями.


Фрагмент обшивки фронтона дома И.Горбунова из д. Петрегино. Видимо, это портреты хозяев избы (работа мастеров Петровских, 1886 г). Честно скажу, меня эти лица поразили - удивительно, как простой деревенский художник смог передать индивидуальность своих героев. Вроде и написано не слишком умело, а они - живые.

В 2018 году Вельский музей пополнился еще одной экспозицией, открытой в перевезенном сюда из деревни Заручье расписном доме М.Кичева. Дом постройки 1884 года погибал, но был буквально спасен из руин - все-таки иногда случается в этой жизни что-то хорошее. Сейчас дом можно осмотреть изнутри: здесь помимо сохранившихся интерьерных росписей работы тех же мастеров Петровских можно увидеть также экспозицию расписной мебели Поважья.


Под балконом избы Кичева в Вельске (сейчас в ней разместился музей домовых росписей Поважья) изображены традиционные лев и единорог. Это живописцы Петровские, 1884 г.


А вот они поближе: лев...


... и единорог.


А вот так выглядит изба Кичева целиком.


Фронтон и балкон поближе.


Над балконной дверье - цветы.


На фасаде у нее тоже единорог...


...и лев. Тут же год постройки дома - 1884 г.


В первом помещении избы Кичева размещается экспозиция народного костюма: мужского...


...и женского. Ну и тут же расписная мебель.


Расписной печной "короб" - опять работа худодников Петровских.


Дверь в запечное пространство. А это уже жилая комната с чудесно расписанным потолком.


Здесь стоит расписной стол.


А на стенах - образцы поважских интерьерных росписей.


В основном, это цветы, но попадаются и люди, и звери.


Поветь - хозяйственная часть избы.


Здесь выставка дымленой керамики.


Пускают также в мезонин - отсюда видно резное "полотенце" на коньке крыши.


Изба-музей М. Кичева изнутри и снаружи расписана известными в этих краях живописцами Петровскими в 1884 г.

Еще одно интересный памятник города – кладбищенская деревянная Успенская церковь (1796 г), представляющая собой хороший образец поважских храмов, характерной чертой которых является грушевидный купол, венчающий высокий восьмерик на черверике. Кроме всего прочего здесь сохранился аутентичный интерьер с резным иконостасом.
Главный променад Вельска - улица Набережная, обустроенная над долиной реки Вага. Между нею и главной улицей города (Советской) расположен исторический центр города, где сохранились как деревянные, так и каменные памятники архитектуры XIX - XX вв.


Деревянная Успенская церковь (1796 г) на кладбище Вельска - яркий образец важского типа храмов - восьмерик на четверике, увенчанный грушевидным куполом.


Церковь со стороны апсиды.


Внутри - скромный классицистический иконостас. Царские врата иконостаса.


Венчание иконостаса.


Некоторые его иконы.


По стилю это конец XIX в или даже нач. ХХ в.


Вид на долину реки Вага с набережной Вельска


Набережная реки Вага в Вельске.


Дома на набережной.


Юноша Ломоносов на пути в Москву - современный памятник. Известно, что обоз, с которым Ломоносов шел в Москву, останавливался в Вельске.


На улицах Вельска попадаются старинные деревянные дома.


Культурный центр расположен в перестроенном Преображенском соборе (1913 г).


Часовня Кирилла Вельского - новодел, но повторяетя форму и посвящение прежней, снесенной в годы советской власти.


Эти огромные деревянные дома тоже появились в кон. XIX - нач. ХХ вв.


И этот дом тоже.


Крыльца домов.


Советская - главная улица Вельска.


Торговый дом (кон. XIX - нач. ХХ вв).


Дом Макарьина II пол. XIX в.

В окрестностях Вельска, находятся два интересных места. В деревню Возгрецовская мы съездили как-то вечером. Здесь на берегу Вели посреди кладбища стоят два храма: деревянный Ильинский (1756 г) и каменный Вознесенский (1805 г). Оба по-своему интересны: Ильинская церковь – типичный храм важского типа, увенчанный грушевидным куполом. Каменная Вознесенская церковь заброшена, но ее фантазийные картуши все еще хороши.

Отдельной поездки заслуживает деревня Першинская - она не очень близко от Вельска, но грейдер туда везет хороший. Здесь сохранилась одна из лучших расписных изб Поважья (тоже работа художников Петровских), на фасаде которой изображены хозяева дома, а также традиционные мотивы - орнамент, лев и единорог. Правда, хозяин избы несколько неадекватен – нервно реагирует на то, что его дом фотографируют.
Рядом с домом стоит часовня Георгия Победоносца – изначально 1734 года постройки, но после пожара 2012 года ее отстроили фактически заново.


Возгрецовская. Ильинская церковь (1756 г).


Ильинская церковь (1756 г) со стороны апсиды. Рядом стоит каменная Вознесенская церковь (1805 г).


Забавные наличники Вознесенской церкви.


Першинская. Еще одна изба с росписью жвописцев Петровских - типичный поважский дом.


На ее фасаде изображены хозяева дома,


...петух (раньше нигде его изображение не увидела),


"морозные" узоры, лев,...


...и единорог.


И здесь портреты хозяев - тоже очень индивидуальные.


Часовня Георгия Победоносца 1734 года постройки, но сейчас фактически новодел.
Tags: Арх. Вельский район, Архангельская область, Заволоцко-Поморская экспедиция, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Заволоцко-Поморская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “Заволоцко-Поморская экспедиция” Tag