Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Верхнее Подвинье: памятники Котласского и Красноборского районов (часть 1)

Если до сих пор, путешествуя по берегам Сухоны, Лузы и Вычегды, мы обращали внимание, в основном, на каменную культовую и гражданскую застройку, поскольку именно такие памятники представляют в этих местах наибольший интерес. Совсем в другую реальность попадаешь, когда оказываешься на берегах Северной Двины. Это мир почти полностью деревянный, где редкие каменные памятники архитектуры – исключение из правил.
Миновав Котлас, сделали короткую остановку в селе Туровец, где рядом с деревянной Богоявленской церковью (1780 г), повторяющей в дереве формы устюжского барокко, стоит еще и каменная Успенская церковь (1815 г). В деревянной, говорят, есть росписи нач.ХХ в, но когда мы приехали, храмы были закрыты.
Каменная Никольская Комарицкая церковь (1773-1781 гг), что в селе Гагарки, также выстроенная в стиле устюжского барокко, интересна своим интерьером: внутри хорошо сохранились росписи нач. ХХ в. – довольно любопытные: что-то среднее между Васнецовым и Нестеровым.


Туровец. Каменная Успенская церковь (1815 г) и деревянная Богоявленская церковь (1780 г).


Богоявленский храм - попытка воспроизвести в дереве формы устюжского барокко.


И снова устюжское барокко, теперь каменное - Никольская церковь в Гагарках (1773-1781 гг).


Внутри Никольской церки сохранились росписи нач. ХХ в.


Местами это чистый академизм (нагорная проповедь)...


А кое-где явно проступает серебряный век (Страшный суд).


Чудеса Христовы: исцеления.


Христос и Петр. Лепта водвицы (?).


Деяния св. Николая.


Святые и ангелы.


Гагарки. Никольская церковь. Сошествие во ад (масляные росписи нач. ХХ в).

Прибыв в Красноборск уже во второй половине дня, мы, тем не менее, успели зайти в местный музей – довольно неплохой, с классической северной краеведческой экспозицией: расписные прялки, деревянная мебель, берестяная посуда, яркие вышитые костюмы, женские головные уборы, расшитые мелким речным жемчугом, а также рассказы о знаменитых земляках (например, о Самсоне Суханове - скульпторе-каменотесе, подрядчике на строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге).
Сам Красноборск памятников архитектуры сохранил не так много – кроме здания музея (кон. XIX в) заслуживает внимания расположенная в пригородном селе дача художника Борисова – неплохой образец деревянного модерна 1909 г постройки. Дача стоит в очень живописном месте – посреди бора на высоком берегу Северной Двины, но сам дом, принадлежащий местному музею, сейчас частично в лесах: здесь идет ремонт.
Определенный интерес представляет в Красноборске Троицкая церковь 1812 г. Снаружи это обычная постройка в стиле устюжского барокко и классицизма, но внутри сохранился оригинальный интерьер XIX в – храм избежал разорения в советское время.


Здание Красноборского краеведческого музея.


Его экспозиция не так богата, как в музеях Великого Устюга или Сольвычегодска. Но она вполне релевантна и соотвествует всем критериям хорошего северного музея. Безусловно, здесь вы найдете и расписную мебель, и двинские прялки.


Эти чудесные львы украшают конную дугу.


Птицы и лошадиные упряжки - типичные сюжеты для двинских прялок.


Расписной берестяной короб.


Расписные детские санки. Витрина торговой лавки нач. ХХ в.


Деревянные детские игрушки.


Традиционные берестяные солонки.


Шугай и женский крестьянский костюм (кон. XIX - нач. ХХ вв).


Последний зал музея посвящен самоварам.


Дача художника Борисов (1909 г) сейчас находится в состоянии ремонта.


А это она же - со стороны реки.


Вид на Северную Двину от дачи художника Борисова.


Троицкая церковь (1812 г) - позднее устюжское барокко. Внутри сохранился неплохой резной иконостас нач. XIX в.


Иконы иконостаса.


Иконостас украшен деревянной скульптурой.


Росписи свода храма (кон. XIX - нач. ХХ вв).


Христос на Тивериадском озере.


Трапезная Троицкой церкви оформлена еще богаче, чем основной объем.

Большой интерес представляет также правый берег Северной Двины, куда, из Красноборска можно добраться по воде - туда регулярно ходят несколько паромов (один из которых бесплатный). Попасть на паром (даже платный) в августе не так-то просто. Места за рекой недаром называются царством белого гриба: леса здешние исключительно богаты и грибами, и ягодами, потому красноборцы ездят сюда на сбор даров природы очень активно. Но нам было не до грибов: нужно было за короткую время осмотреть ряд памятников и успеть обратно на последний рейс парома.
От пристани Дябрино через густой лес идет неплохой грейдер до села Куликово, но нам так далеко было не нужно, мы добрались только до Верхней Уфтюги, где посреди села стоит большая шатровая деревянная церковь Дмитрия Солунского (1784 г). Еще один заезд сделали в деревню Давыдково (Чудово), где на холме отыскали скромную деревянную часовню Николая Чудотворца (II пол. XIX в). Другой известный памятник правобережья  - древняя колокольня церкви Флора и Лавра 1658 г в деревне Цивозеро. Каменная церковь Петра и Павла (1856-1869 гг) здесь не представляет большого интереса, а вот колокольня прекрасна в своей архаике. Состояние ее кажется угрожающим. Но характерно, что фотографировавший ее еще 100 лет назад художник Иван Билибин, писал, что жить памятнику осталось недолго - и вот, представьте себе, стоит до сих пор. Будем надеяться, что так оно и будет дальше - и памятник достоит до лучших времен.


Верхняя Уфтюга встретила нас дождиком. Но и в такую погоду сурового облика шатровая церковь Дмитрия Солунского (1784 г) выглядит внушительно.


Северная Двина у Красноборска широка и красива.


Перебираемся на пароме к противоположному высокому берегу. Далеко в вглубь реки вдаются песчаные косы - река сильно обмелела в последние годы.


Верхняя Уфтюга. Церковь Дмитрия Солунского (1784 г) - классический северный шатровый храм.


В Давыдковской часовню св. Николая (II пол. XIX в) пришлось поискать - деревня там не такая уж и маленькая.


Поднимаемся к часовне, чтобы рассмотреть ее поближе.


Пейзажи вокруг Давыдковской.


Цивозеро. Церковь Петра и Павла (1856-1869 гг).


Колокольня в Цивозере - одна из древнейших на Севере: она построена аж в 1658 году. Ее архаичный облик подчеркивает каждая деталь: и неровные стыки бревен...


... и шатер на столбиках.
Tags: Арх. Котласский район, Арх. Красноборский район, Архангельская область, Заволоцко-Поморская экспедиция, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments