Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Сольвычегодск – колыбель промышленной империи Строгановых (ч.2 - Благовещенский собор-музей)

Отдельного рассказа заслуживает древнейший из сохранившихся на Русском Севере Благовещенский собор, выстроенный, естественно, на средства Строгановых в 1560-1584 гг. Рядом с собором когда-то стоял великолепный деревянный дворец Строгановых, но от него до нас ничего не дошло.
Слава Богу, сейчас в соборе музей, который (опять Слава Богу!) как раз открылся после долгого карантина к нашему приезду. Ну и проблем с фотографированием здесь также нет.
Мы, правда, не знали, что в музее есть обеденный перерыв, потому, когда пришли сюда в начале первого, времени на осмотр у нас оставалось в обрез. К нашему счастью, один из смотрителей – внимательный и заинтересованный молодой человек – согласился пожертвовать своим обеденным временем, чтобы мы смогли хорошо осмотреть интерьер собора, сохранивший прекрасный иконостас XVII в и фрески кон. XVI в (правда, сильно поновленные в XIX в). Собор несколько раз горел, перестраивался, достраивался, разграблялся - но, тем не менее, сохранил массу сокровищ, которые мы имеем возможность сегодня видеть.


Вид на Благовещенский собор (1560-1584 гг) - вид с парома через Вычегду.


А это вид с набережной от парома.


Благовещенский собор поближе. Колокольня 1819-1826 гг.


Собор с другого фасада. Перед ним - ограда XIX в и часовня-усыпальница (1819-1826 гг).


Благовещенский собор со стороны апсиды.


В апсидах - библейские сцены, конечно, поновленные.


Ограда 1869 г с воротами и угловыми часовнями.


Иконостас собора выполнен в 1690-х гг резчиком Григорием Устиновым. Прекрасны также царские врата кон. XVI в, украшенные слюдой и золоченым оловом.


Здесь техника оформления царских врат видна лучше.


Распятие и Благовещение, написанные над иконостасом и портал собора.


Деисусный ряд иконостаса.


Иконы иконостаса написаны частично царскими изографами в кон. XVII в.


Еще иконы: Воскресение Христово и Поклонение волхвов.


Расписной киот XVIII в.


Паникадило и архиерейское место XVII d///


B прекрасный резной декор архиерейской кафедры.


Росписи собора выпонены в кон. XVI в, но после пожара нач. XIX в были сильно поновлены.


Фрески на темы чудотворной иконы Богоматери Владимирской (Написание иконы евангелистов Лукой).


А это уже чудеса Владимирской иконы.


И снова - чудеса.


Вселенский собор.


Продолжение темы чудес иконы Владимирской Богоматери.


Часть композиции Страшный суд: взвешивание деяний души.


Страшный суд: рай.


Страшный суд: пекло (муки грешников и милостивый грешник).

В трапезной Благовещенского собора разместился богатейший музей с великолепной коллекцией икон, золотого шитья, изделий из дерева и металла. Поражает большое количество произведений искусства XVI века, что для Севера – очень почтенная древность. Помимо основной экспозиции в музее можно посетить недавно открытую для посещения сокровищницу и часовню-усыпальницу Строгановых, выстроенную в 1819-1826 годах, где собраны надгробия членов династии с XVI в.


Деревянной скульптуры в узее, кстати, немного: вот, например, 2 статуи св. Николая Мирликийского и рельефная деревянная икона Св. Георгия (XVII в).


Огненное восхождении Илии пророка (1570-е гг). Введение во храм (1570-е гг).


Царевич Дмитрий в молении (1621-1622 гг). Богоматерь Владимирская (кон. XVI в).


Страшный суд (1570-е гг) и ее фрагмент. Даниил-столпник (нач. XVII в).


Грехи человеческие (фрагмент иконы Страшный суд).


Троица (1570-е гг). Удивительный образ Алексия Митрополита (кон. XVI в).


Створки царских врат (XVII в). Алтарная дверь с трехчастной композицией (1570-е гг).


Иконостас одного из приделов Благовещенского собора (XIX в).


Царские врата и их деревянная скульптура.


Пелена золотого шитья - Мученик Христофор (1660-е гг) и саккос 1665 г.


Сакос: сюжеты из Жития Христа.


Оттуда же: Снятие с креста и Положение во гроб.


В музее представлены великолепные образцы золотого шитья мастерской Анны Строгановой. Пелены Святые юродивые и Святые ярославские князья (1660-е гг).


Гравировка и золочение на евангелии 1745 г.


Оклад евангелия (I пол. XVII в). Крест-мощевик (1570-е гг).


Кресты наперстные (XVII в).


Киот 1620 г и его фрагменты.


Здесь использованы разные техники6 и золочение, и гравировка, и чернение...


тарель восьмиконечная Иоанн Предтеча (XVII в).


Оклад иконы (нач. XVII в).


Еще один прекрасный оклад евангелия (кон. XVII в) и его фрагмент.


Нынешнее здание часвони-усыпальницы Строгановых (1819-1826 гг).


Внутри сохранились надгробия Строгановых XVI-XVII вв.


Еще надгробия. Рядом - бюст Сергея Григорьевича Строганова.

Но и это еще не все: отдельно можно заказать экскурсию по внутристенным ходам и подземельям Благовещенского собора, которая также позволит вам попасть в алтарь (в нем сохранились фрески XVIII века и алтарная сень того же времени), подняться на колокольню и попасть в чердачные помещения.
В результате вместо запланированного часа мы провели в Благовещенском соборе около 2 часов – и все равно пришлось спешить. На паром приехали минуты за три до отправления, но успели. Дальше путь наш лежал в поселок Красноборск, об окрестностях которого – мои следующие рассказы.


Росписи XVIII в в алтарной части собора.


Росписи конхи апсиды в алтаре. Алтарная сень (XVIII в).


Фрески в алтаре также, в основном, XVIII в.


Жены-мироносицы у Гроба Господня.


И здесь тоже сюжеты из цикла чудес иконы Владимирской Богоматери.


Идем во внутристенные ходы.


Плднимаемся на чердак, где можно увидеть очертания закомар, сейчас заложенных.


Спускаемся в подвалы собора, где тоже проходит какая-то выставка.


Например, здесь выставлены изразцы.


За одной из дверей здесь скрываются остатки старого подземного хода. Но он давно засыпан.
Tags: Арх. Котласский район, Архангельская область, Заволоцко-Поморская экспедиция, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Заволоцко-Поморская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments