Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Заволочье: Музеи Великого Устюга, ч.2 (Музей Этнографии и Депозитарий)

Еще один прекрасный музейный храм Устюга – церковь Николая Чудотворца 1682 г постройки с колокольней 1720 г, где на двух этажах разместился Музей этнографии. В. сюда уже не пошел, так как это был уже пятый музей за день :). Но я решила не сдаваться и хоть одним глазом взглянуть. Одним глазом, впрочем, не получилось: экспозиция и здесь совсем немаленькая. Собственно этнография занимает только первый этаж. На втором этаже – те же иконостасы и иконы, многие из которых были похищены из Дмитриевской церкви Дымковской слободы и возвращены несколько лет назад. Кроме того, здесь богатые коллекции, посвященные устюжским промыслам: чернение по серебру, «мороз по жести», кузнечное ремесло.


Церковь Николая Чудотворца (1682 г) и колокольня (1720 г) - сейчас Музей этнографии.


Этнографический музей. Воздух служебный Положение во гроб (XVII в) - хороший пример золотого шитья.


Сначала попадаем в собственно этнографический отдел. Женские праздничные костюмы XIX в.


Женские головные уборы на севере всегда были потрясающие.


Так одевались крестьянки в холодное время года. И еще праздничный костюм XIX в - вроде и ярко, но со вкусом же сделано.


Помимо традиционных узоров на местных полотенцах XIX в встречаются и такеи ("Песня").


Расписная мебель - обязательный атрибут почти любого музея Русского Севера. Львы на ней встречаются повсеместно.


Расписные шкафы.


Расписывали не только мебель, но и многие хозяйственные предметы - например, дуги для упряжи.


Сундуки, прялки.


Традиционны и расписные прялки - их много везде


Верхние прялки (с рельефной резьбой) - вологодские,


ниже (расписные) - двинские или важские (как на картинке). "Миграция" прялок и прочих бытовых предметов между регионами Севера - обычное дело: их продавали на всех местных ярмарках.


Сюжеты прялок часто бывают очень интересными. Некоторые также отличаются высоким художественным уровнем.




Врата XVII в - пример высокого кузнечного мастерства. Дымники XIX в - пример просечки по железу.


Помимо чернения по серебру и скани, в Устюге в XVIII-XIX вв была также распространена техника "мороз" по жести. ее пример - эта шкатулка XIX в.


Тизничный шкаф XVIII в. "Вечный" народный календарь XIX в.


Покровец (золотое шитье) Агнец на дискосе (XVII в).


Выносной крест (XVII в).


Есть в экспозиции музея также иконы. Николай Чудотворец и Георгий Победоносец (XVIII в)


На втором этаже собрана часть иконостаса церкви Дмитрия Солунского (нач. XVIII в) в Дымковской слободе.


Из иконостаса: Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение креста Господня (нач. XVIII в).


И снова из церкви Дмитрия Солунского: Снятие с крестаи Положение во гроб.


В экспозиции Музея Этнографии представлены чудесные иконы из иконостаса церкви Дмитрия Солунского в Дымково: Христос и самарянка и Жены-мироносицы у Гроба Господня (нач. XVIII в)

Но и это еще было не все. Депозитарий Великоустюгского музея, разместившийся в быв. доме Чебаевского (кон. XIX в), мы посетили уже на следующий день, так как он открыт для посещения только в будние дни. Здесь заслуживают внимания расписные прялки (куда ж без них на Севере...), деревянная мебель, и, особенно, изразцовые печи, перенесенные сюда из городских купеческих особняков.
Как видите, недостатка в музеях в Великом Устюге не наблюдается. Мы и так большинство из них посетили - неудивительно, что на музеи елочной игрушки и природы ни времени, ни сил у нас уже не было.


Депозитарий музея размещается в здании кон. XIX в.


Просечка по бересте - современное изделие.


Холмогорская резная кость - шкатулка XIX в.


Стойка с коллекцией расписных прялок. В депозитарии, к сожалению, не подписан каждый экспонат, но вот эта зеленая прялка с прорезью, мне кажется, из Вологодской области.


На двинских прялках часто изображали лошадей и всадников.


Мезенские прялки с тонконогими лошадками очень узнаваемы. Еще одна интересная двинская прялка с надписью.


Изразцовые печи XVIII-XIX вв - главный "хит" депозитария.


Многие сохранили оригинальные дверцы и заслонки.


Все они перенесены сюда из купеческих домов города. Хотя во многих зданиях печи еще сохранились. К сожалению, увидеть их довольно сложно - мы пытались, но безуспешно.


Печи XIX в куда более скромные - монохромные или с деликатным рисунком.


Фрагмент печи.

Изразцы XVIII в можно рассматривать бесконечно:

Здесь и бытовые сюжеты


И охота...


Одна из лучших печей (кон. XVIII в) перенесена из дома купца Г.Захарова.


Здесь тоже масса увлекательных сюжетов


Нравоучительных, аллегорических...


На столбиках и колонках изображали животных.


На поребрике печи из дома Г.Захарова (II пол. XVIII в) можно изображены удивительные сцены гоньбы зацйа: здесь почти мультипликационный эффект (как движущийся кадр).
Tags: Волог. Великоустюгский район, Вологодская область, Заволоцко-Поморская экспедиция, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Заволоцко-Поморская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments