Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Заволочье: Великий Устюг, ч.2 (Михайло-Архангельский монастырь и другие окрестности центра)

Собор Михаила Архангела (1653-1656 гг) - центр одноименного монастыря, основанного еще в XIII веке на тогдашней окраине города - принадлежит Великоустюжскому музею-заповеднику. Вокруг собора сохранился целый комплекс построек XVII-XVIII вв, когда на средства местного купечества и по благословению Ростовского митрополита обитель была перестроена в камне. Другие церкви монастыря все интересны, но пребывают в законсервированном состоянии (а часть вообще до сих пор принадлежит разместившейся здесь же автобазе). В собор нам удалось попасть внутрь, позвонив по телефону, указанному на дверях. Экскурсия длится около часа, стоит 600 рублей, проводится прекрасными экскурсоводами музея-заповедника – в общем, мы о потраченном времени и деньгах ни минуты не пожалели. Помимо прекрасного резного золоченого иконостаса XVIII в здесь также сохранилась настенная роспись XVII в в трапезной на сюжеты "Притч старческих". Роспись эта крайне любопытна, с очень необычными нравоучительными сюжетами из жизни страцев – мне, например, такие раньше не попадались.


Барочно-классицистический иконостас Михайло-Архангельского собора (1784 г)


Святые ворота монастыря (1732-1737 гг, часовни 1817-1820 гг.


Церковь Владимирской мконы Божией Матери (1682-1688 гг).


Владимирская церковь со стороны апсиды. Портал XVII в и росписи XVIII в.


Под апсидой изображен Деисус.


Еще один портал храма.


Церковь Преполовения Пятидесятницы (1711 г).


Рядом с этим храмом похоронен купец Н.Ф. Ревякин (XVII в), на чьи средства обитель отстраивалась в камне.


Михайло-Архангельский собор (1653-1656 гг) с выносным крыльцом и переходом.


Собор сохранил чудесные кованые кресты XVII в.


Собор переходами соединен переходом с Введенской церковью и трапезной палатой (1651-1653 гг).


Настоятельский корпус с домовой церковью Всех Святых (1695-1735 гг).


Местный ряд иконостаса (1784 г) и его боковые врата. Икона св. Леонтия Ростовского.


Деисус иконостаса.


Фрагмент иконостаса (деисусный и праздничный ряды) XVIII в и царские врата нач. ХХ в.


Фрагменты царских врат (нач. ХХ в).


Венчает иконостас Распятие с предстоящими.


Притча о добром пастыре.


Епискоапская кафедра XVIII в и ее внутреннее оформление.


Парсуна архиепископа Иосифа (XVIII в). Эпитафия над надгробием архиепископа Варсонофия.


Росписи трапезной на сюжеты "Притч старческих" (XVII-XVIII  вв). Экскурсовод весьма подробно истолковала нам ее смысл, иначе понять нам эти сюжеты было бы мудрено.


Лестница в небо для монахов, с которой ангел сталкивает некоторых оступившихся. София - премудрость Божия.


Лик монаха-исихаста (молчальника) с замком на устах (можно рассмотреть, если хорошо присмотреться). В руках его - огонь веры. Справа его атакует всадник - символ мирских удовольствий (охота, слава и т.п.).


Слева монаха искушают бесы - символы греха.


Эта часть росписи относится к XVIII веку. Монах, встретивший беса.


Натсавление монаха святым.


Трапеза мирская (слева) и трапеза монашеская (справав).


Наставление молодого инока старшими.


Монах, подвергающийся мирским искушениям со стороны бесов и дурных жен. Боковая дверь в трапезной.


Нравоучительные росписи трапезной Михайло-архангельского собора (XVII в). Монах-исихаст (молчальник), подвергающийся мирским и бесовским искушениям.

Чуть в стороне от центра находится городище XIII-XIV, которое сейчас представляет собой фрагмент земляного вала, внутри которого стоит поздняя церковь Чуда Михаила Архангела в Хонех (1888 г). За ним расположен городской парк, где наряду с полуразрушенной церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1685 г) стоит еще один музейный храм – церковь Жен Мироносиц (1714-1722 гг, сейчас музей новогодней игрушки).
В этой же части города на улице Шилова сохранились особняки купцов Захаровых (1777 г), землепроходца В.И. Шилова (1770-е гг) и т.д. Чуть дальше на запад среди обычной одноэтажной частной застройки можно обнаружить деревянное здание конторы пароходства "Котлас. Архангельск. Мурман" (1912 г), а на берегу Сухоны – великолепную церковь Симеона Столпника (1725 г, перестройка 1765 г), чьи пилястры украшены майоликовыми капителями. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII в, но мы его видели только через замочную скважину.


Основательный барочный особняк В. Шилова (1770-е гг) на одноименной улице.


Интересный декор дома Шилова.


Особняк К.Чебаевского (1889 г).


Дом купца Г.Ф. Захарова (1777 г)...


... и его интересный барочный фронтон.


Теплая церковь вмч. Георгия (1735-1738 гг).


Недалеко от нее - "холодная" церковь Антония и Феодосия Печерских (1696-1703 гг).


Вид на обезглавленную Владимирскую церковь (1685 г) и храм Мен Мироносиц (1714-1722 гг)


Перестроенная в советское время Владимирской иконы Божией Матери (1685 г).


Церковь Жен Мироносиц (1714-1722 гг), в которой сейчас разместился музей новогодней игрушки.


У церкви прекрасное выносное крыльцо.


Крыльцо украшено чудесным изразцовым поясом. В основном, его персонажи - птицы.


Причем, птицы самые разнообразные.


Церковь Чуда св. Георгия в Хонех (1888 г) стоит внутри древнего земляного вала.


Здание конторы пароходства "Котлас. Архангельск. Мурман" (1912 г).


Чуть дальше на берегу Сухоны стоит нарядный храм Симеон Столпника (1725-1747 г).


Симеоновская церковь со стороны апсиды.


Паперть храма украшена колоннами с майоликовыми капителями.


майоликовые капители украшают также колокольню.


Церковь Симеона Столпника (1725 г) - великолепный образец устюжского барокко..

По пути в центр на улицы Покровского, можно осмотреть деревянные особняки К.Гартвана (1909 г) и промышленника Ноготкова (деревянный модерн, 1907 г). Там же в сквере от бывшего Спасо-Преображенского девичьего монастыря сохранились две церкви: Спасская (1689-1696 гг) и барочная Сретенская (1725-1749 гг), которые сейчас занимает Центральный городской архив. Спасский собор украшен полихромными изразцами с изображением райских цветов и птиц. В обоих храмах сохранились резные иконостасы XVIII в, но попасть внутрь проблематично.

Интересны также исторические промышленные здания (пивоваренный завод «Бавария» 1877 г и Казенный винный завод 1901 г постройки), которые находятся ближе к окраинам. Из-за удаленного положения и сложностей логистики, в Устюге до сих пор выгодно многое производить самостоятельно, так что оба эти предприятия работают до сих пор. Несмотря на то, что дорога до Устюга сейгод была весьма приличного качества (говорят, такой она бывает не всегда), она все равно занимает много времени: очень уж далеко расположен он от всех других крупных региональных центров. Честно говоря, это поражает само по себе: сотни километров неплохого шоссе сквозь тайгу, на протяжении которых после Тотьмы не встречается и десятка деревень – и вдруг перед вами встает город, большой и развитый, полный всяких признаков цивилизации. А в придачу еще и памятников архитектуры, о которых я и попыталась здесь рассказать.


Спасская церковь (1689-1696 гг), перед которым установлен памятник еще одному великому устюжанину Ерофею Хабарову.


Спасская церковь с бокового фасада.


Храм украшен чудесными изразцами XVII в.


На которых, в основном, птицы - причем, самые разные.


Впрочем, не только птицы. Рядом со Спасским собором стоит Сретенский храм в стиле устюжского барокко (1725-1740 гг).


Особняк К.Гарвана (1857 г, перестроен в нач. ХХ в).


Особняк А.И. Ноготкова (нач. ХХ в).


У дома Ноготкова с другого фасада два этажа. Наличники и кронштейны дома З.Н. Гоголицына (1902 г).


Дом З.Н. Гоголицына (1902 г).


Еще прекрасный деревянный дом с ул. Покровского.


Деревянное зодчество Устюга больше сосредоточено не в самом центре.


Многие устюжане жили и до сих пор живут в деревянных домах.


Здание пивоваренного завода "Бавария" (1877 г), основанного баварцем Людвигом Зебальдом и работающего до сих пор.


Казенный винный завод (1901 г) также исправно функционирует.
Tags: Волог. Великоустюгский район, Вологодская область, Заволоцко-Поморская экспедиция, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Заволоцко-Поморская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments