Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Сицкари идут дорогой (Некоузский и Брейтовский районы Ярославской области)

Некоузский и Брейтовский районы – глуховатый малонаселенный регион на западе Ярославской области, отделенный от остальной ее территории Волгой, Рыбинским морем и малым количеством мостов (собственно, именно в этих районах мостов нет совсем, только паромы). Неудивительно, что путешественника здесь настигает чувство некоторой оторванности от очагов цивилизации - тем более странное, что очаги эти, в принципе, расположены относительно близко. Способствует этому также состояние местных дорог: если в Мышкинском районе они еще вполне сносны, то в Некоузском и дальше это уже ужас-ужас. Ну то есть проехать, конечно, можно, но о-о-о-очень медленно - а расстояния там приличные.

Еще лет 70 назад  этих местах, а именно, вдоль реки Сить, компактно проживала небольшая, но крайне интересная этническая группа сицкари. Тайна их происхождение покрыта мраком: сами сицкари называют себя потомками татар, диалектологи относят их то ли к финоуграм, то ли к литвинам-белорусам (в сицком диалекте звук т заменялся на ц, а звк д на дз), а генетические исследования вообще уводят в какие-то малопонятные дебри: то ли на Кавказ, то ли в северную Африку. По словам исследователей (а исследовать сицкарей начали с кон. ХIХ в), были они рыжие, светлокожие, слегка одутловатые, невысокие, по характеру очень вспыльчивые, удивительно неприхотливые в быту и выносливые, трудолюбивые, но крайне непрактичные: нищих в их среде почти не было, но и зажиточных тоже, несмотря на то, что работали они очень много.
Сицкари занимались, по преимуществу, плотничеством: сначала строили и продавали речные барки, а с упадком речной торговли и навигации в конце XIХ века переключились на строительство изб. Сицкие деревни выделялись среди русского окружения: дома стояли не в ряд, а были раскиданы по территории свободно без плана, избы крыли четырехскатными крышами, украшали их очень скромно (ибо были небогаты), бань не строили (мылись в печах). Зато множество соседних деревень и городов до сих пор хранят великолепно украшенные резьбой деревянные дома сицкой работы, построенные ими для более богатых заказчиков.
С хамунами (так сицкари называли своих соседей - возможно, от слова "хамовники", т.е. ткачи) сицкари сосуществовали напряженно: почти не заключали друг с другом браков, не жили в одних деревнях, старались не заходить на территорию друг друга (иногда под угрозой физической расправы) и даже мельницами пользовались каждый своей. О драчливости и обособленности сицкарей гласила местаная поговорка: сицкари идут дорогой, хамуны - по сторонам. Потому, видимо, и смогла так долго просуществовать эта небольшая этническая группа  - ее численность вряд ли когда либо превышала 2,5 тыс. человек.

Но ХХ век внес свои коррективы: сицкари начали ассимилироваться еще в начале века, а в связи с индустриализацией и урбанизацией, деревни почти опустели (причем не только в сицком крае), а населявшие их этнические меньшинства постепенно растворились в преобладающем русском населении. Сейчас на сицком диалекте говорят считанные единицы – и те, по преимуществу, старики.
Но еще стоят вдоль речки Сить деревни, непохожие на традиционные ярославские, – с вольных порядком домов, крытых четырехскатными крышами. Еще встречаются в Некоузе, Брейтово, Рыбинске и более мелких окрестных селениях деревянные дома сицкой работы, украшенные великолепным ковром из пропильной резьбы (даже мы видели пару таких, хотя специально не искали). Еще не рухнули остовы больших храмов. А некоторые из них даже восстанавливаются: как, например, Покровская церковь (1808 г), что в селе Покровское-на-Сити - неофициальной столице сицкого края.


По дороге в Сицкий край на глаза еще в Мышкинском районе нам попался интересный объект - церковь Троицы Живоначальной в селе Архангельское, выстроенная в 1788 г на средства прихожан. Долгое время она стояла заброшенной, но в наш приезд мы наблюдали здесь весьма активные восстановительные работы. Возможно, это связано с культом жившей здесь в I половине ХХ века старицы Ксении Мышкинской, к могиле которой тут стоят указатели для паломников.


В красивом здании бывшей сельской школы сейчас размещается паломнический центр.


У церкви очень интересно оформлена колокольня - таких пристроек я более нигде не видела. Здание бывшей школы тоже заслуживает внимания = это качественный деревянный модерн.


Внутри Троицкой церкви сохранились росписи, но слишком активно щелкать камерой при работавших здесь строителях было неудобно.


Сделав буквально пару кадров, покинули храм - с надеждой, что при реставоации росписи сохранят.


Церковь Богоявления Господня выстроена в 1835 г на территории села Николо-Замошье, которое сейчас вошло в состав поселка Новый Некоуз (быв. пристанционный поселос Харино).


Колокольня, возможно, относится к кон. XIX в. А вот ограда 1835 г.


Роспись на стене, возможно, новая, хотя уже успела слегка облупиться.


Интерьер Богоявленского храма.


А вот и Старый Некоуз (или просто Некоуз), посреди которого стоит руина Троицкой церкви (1790 г).


В сицком селе Станилово сделали короткую остановку.


Здесь, действительно, нет улиц как таковых, красную линию тоже никто не соблюдает.


И везде стоят дома с непривычными для этих мест четырехскатными крышами.


Здесь сохранилась руина Спасо-Преображенской церкви, выстроенной в 1811 году. Декор ее стен - скорее всего, продукт перестройки 1890 г.


В селе Копань к интеерснейшему пожарному сараю сейчас не подойти - как из-за борщевика в человеческий рост, так и из-за совершенно развезенных нынешним дождливым июлем тропинок.


Борщевик тут реально скоро каланчу перерастет. Тем не менее, на каланче даже сигнальный колокол сохранился.


В селе Копань на неухоженной окраине среди непроходимых зарослей борщевика сохранился пожарный сарай с каланчей 1920-х гг постройки. Кстати, дома здесь тоже под четырехскатными крышами - вполне возможно, здесь тоже жили сицкари.

От Покровского-на-Сити можно доехать до смотровой площадки, откуда открывается прекрасный вид на долину реки Сить, в которой проходила в 1238 году знаменитая Ситская битва войск владимирского князя Юрия Всеволодовича с монголо-татарами. Памятник этой битве установлен в 1980-е годы у села Лопатино, но мы к нему не подъезжали – слишком много времени «съели» у нас отвратительные местные дороги. Зато заехали в село Копань, на полузаброшенной окраине которого до сих пор среди зарослей стоит редкий уцелевший памятник – деревянный пожарный сарай с каланчей 1920-х годов постройки.


Вид со смотровой площадки на долину реки Сить, где в 1238 состоялась знаменитая Ситская битва, в которой войска владимирского князя Юрия Всеволодовича потерпели окончательное поражение от монголо-татар. Князь Юрий здесь и погиб.


Именно здесь река Сить делает красивую петлю.


На высоком откосе долины в селе Семенвское, куда и дороги всепогодной нет, красиво стоит церковь Михаила Архангела (1806 г) - причем, неплохо отреставрированная.


А вот в Покровском-на-Сити (бывшем некогда неофициальной столицей сицкарей) реставрация Покровского храма (1808 ) еще не завершена. Мы зря, кстати, ближе не подъехали - колокольня храма украшена весьма неплохой каменной резьбой. Видимо, придется вернуться - ко всему прочему, мы не успели заехать в брейтовский музей, где, вроде бы, есть экспозиция, посвященная сицкарям. На этих землях в 1918 году даже была организована Брейтовская республика, просуществовавшая, впрочем, недолго.


Переезжаем Сить по мосту.


Село Веретея. Даже в таком состоянии Покровская церковь (1792 г) выглядит весьма величественно.


ограда здесь ну почти античного вида.

Наши надежды на то, что в Брейтовском районе дорога улучшится, не оправдались (хотя еще в прошлом году мы здесь ездили – покрытие было заметно лучше). Впрочем, вызывавший опасения отъезд в село Верхне-Никульское как раз прошел во всех смыслах гладко: сюда совсем недавно проложили асфальтовую дорогу. В селе на берегу Рыбинского моря стоит чудесный Троицкий храм, выстроенный в несколько запоздалом для своего времени стиле барокко (1806 г). Особенно интересны его интерьеры с сохранившимися яркими росписями того же времени и с резным иконостасом - их, несмотря на то, что церковь была закрыта, мы смогли немного разглядеть через открытые окна и щели в дверях.
Добравшись, наконец, до ж/д станции Шестихино, поспешили к парому в селе Сменцево. Переправившись на противоположный берег Волги, двинулись в сторону Рыбинска, о котором расскажу в следующий раз.


Троицкий храм в Верхне-Никульском (1806 г).


Крассицистические трапезная, ограда и колокольня, возможно, пристроены позже.

.
Основной объем от них сильно отличается - это чистое барокко. Внутри хорошо сохранились росписи.


Изображение Богородицы в тимпане над апсидой.


Но снимать их пришлось через щели в двери.


Старые захоронения в ограде церкви.


В Сменцево в ожидании пароме немного фотографировала Рыбинское водохранилище.


А вот и он - made in the USSR, похоже.


С парома неплохо виден ж/д мост через Волгу в поселке Волга. Его построили здесь еще в 1869-1871 гг, но в 1938 году в связи с планами по созданию водохранилища пришлось строить мост заново - и уже на дрйгой высоте. У его опор видны опоры того первого моста - по разнице высот опор можно судить, насколько поднялся здесь уровень воды. А вот автомобильного моста в этих местах нет до сих пор :(
Tags: Россия, Яр. Брейтовский район, Яр. Мышкинский район, Яр. Некоузский район, Ярославская область, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Ярославская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Posts from This Journal “Ярославская область” Tag