Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Одесса, ч.1: Дерибасовская улица, Соборная площадь, Сабанеев мост и дворец Толстых

Прошедшие зимние каникулы мы с В. провели на Украине. Ну а раз мы там оказались, логично было воспользоваться случаем и потратить свободное время на что-то интересное. Сошлись на Одессе, где В. вообще никогда ранее не был. Ну а мне не мешало бы освежить впечатления, т.к. оказалась я там много лет назад всего на пару дней, да еще и с погодой не повезло тогда сильно. В этом же году зима по всей европейской территории на загляденье – почти все три дня, пока мы находились в городе, было довольно солнечно, относительно тепло и уж точно без осадков.
В прошлый раз одним из сильнейших впечатлений от Одессы для меня стала архитектура города, ее цельность и пышность. Тогда почти 10 лет назад, впрочем, пребывала она в проблематичном состоянии. Сейчас, к счастью, многие памятники отреставрированы, другие же находятся в процессе.

Вообще, центр Одессы довольно велик, и для знакомства в ним (даже беглого) одного дня не хватит. Потому рассказ мой придется сделать в нескольких частях. Начнем с улицы Дерибасовской, где мы завтракали и ужинали, потому и начинались все наши прогулки по городу отсюда. Здесь, в самом сердце Одессы сохранилось одно из старейших зданий города – Ришельевский лицей (1818 г), который стал вторым лицеем Российской империи после Царскосельского. Открыт он уже при градоначальнике Ланжероне, а назван в честь первого губернатора Новороссии и Бессарабии герцога Рифелье.
Улица Дерибасовская выводит к Городскому саду, где помимо самых известных предсказуемых одесских памятников (Леониду Утесову, Двенадцатому стулу и т.п.) стоит пара неплохих бронзовых львов с дачи одесского мецената Маразли.
Напротив сквера два примечательных здания – гостиница "Большая Московская" (1901-1904 гг) и Пассаж (1898-1899 гг) (оба проекта принадлежат архитектору Льву Влодеку). Авторский стиль очень узнаваем – это безудержно нарядный т.н. "художественный" модерн, который, впрочем, не выходит за рамки хорошего вкуса.


Гостиница "Большая Московская" (1901-1904 гг)  - прекрасное творения мастера "художественного" модерна архитектора Льва Володека. Сейчас она отреставрирована и прелстает во всем блеске.
Дерибассовская улицаCollapse )

Балконы Пассажа поражают свое роскошью.

Отсюда выходим на Соборную площадь, где на месте снесенного при большевиках Преображенского собора отстроен новодел. Правда, в его крипте перезахоронен прах М.С. Воронцова и его супруги, который каким-то чудом удалось сохранить в советское время. А рядом с ним стоит памятник генерал-губернатору Новороссийского края графу М.С. Воронцову, который помимо того, что у него не сложились отношения со ссыльным подчиненным Пушкиным, прославился еще и как вполне эффективный управленец и хозяйственник, которому Одесса во многом обязана своим бурным развитием в I пол. XIX века. Удивительная история, но памятник тоже пережил совескую эпоху - его просто не смолли свалить (!). Тогда большевики просто заменили табличку с благодарностями от местных жителей на известные пушкинские строки:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
В постсоветское время табличку с прежней надписью вернули.


Соборная площадь. Дом Русова (1897 г) - прекрасный образец модерна с элементами классицизма и барокко.
СОборная площадьCollapse )
По улице Гаванной выходим к улице Сабанеев мост, на которой стоит городская усадьба Толстых (теперь Дом ученых, II пол. XIX в). Здесь тщательно отреставрированы инетрьеры, которые можно посмотреть, войдя внутрь (правда, с вас за это возьмут 100 грн с человека - где-то около 250 руб.). Но интерьеры достойны внимания.
Улица Сабанеев мост и дврец ТолстыхCollapse )

Деревянные потолки дворца Толстых особенно роскошны.
Tags: Укр. Одесса, Украина, охота к перемене мест
Subscribe
  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments