Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Одесса, ч.1: Дерибасовская улица, Соборная площадь, Сабанеев мост и дворец Толстых

Прошедшие зимние каникулы мы с В. провели на Украине. Ну а раз мы там оказались, логично было воспользоваться случаем и потратить свободное время на что-то интересное. Сошлись на Одессе, где В. вообще никогда ранее не был. Ну а мне не мешало бы освежить впечатления, т.к. оказалась я там много лет назад всего на пару дней, да еще и с погодой не повезло тогда сильно. В этом же году зима по всей европейской территории на загляденье – почти все три дня, пока мы находились в городе, было довольно солнечно, относительно тепло и уж точно без осадков.
В прошлый раз одним из сильнейших впечатлений от Одессы для меня стала архитектура города, ее цельность и пышность. Тогда почти 10 лет назад, впрочем, пребывала она в проблематичном состоянии. Сейчас, к счастью, многие памятники отреставрированы, другие же находятся в процессе.

Вообще, центр Одессы довольно велик, и для знакомства в ним (даже беглого) одного дня не хватит. Потому рассказ мой придется сделать в нескольких частях. Начнем с улицы Дерибасовской, где мы завтракали и ужинали, потому и начинались все наши прогулки по городу отсюда. Здесь, в самом сердце Одессы сохранилось одно из старейших зданий города – Ришельевский лицей (1818 г), который стал вторым лицеем Российской империи после Царскосельского. Открыт он уже при градоначальнике Ланжероне, а назван в честь первого губернатора Новороссии и Бессарабии герцога Рифелье.
Улица Дерибасовская выводит к Городскому саду, где помимо самых известных предсказуемых одесских памятников (Леониду Утесову, Двенадцатому стулу и т.п.) стоит пара неплохих бронзовых львов с дачи одесского мецената Маразли.
Напротив сквера два примечательных здания – гостиница "Большая Московская" (1901-1904 гг) и Пассаж (1898-1899 гг) (оба проекта принадлежат архитектору Льву Влодеку). Авторский стиль очень узнаваем – это безудержно нарядный т.н. "художественный" модерн, который, впрочем, не выходит за рамки хорошего вкуса.


Гостиница "Большая Московская" (1901-1904 гг)  - прекрасное творения мастера "художественного" модерна архитектора Льва Володека. Сейчас она отреставрирована и прелстает во всем блеске.


Декор гостиницы "Большая Московская" на удивление богат.


Венчают крышу гостиницы львы с какими-то непонятными атами на щитах.


И снова - декор гостиницы.


Улица Дерибасовская, Ришельевский лицей  (1818 г).


Уточ-кино - старейший в Одессе кинотеатр (1913 г), открытый Леонидом и Николаем Уточкиными.


А перед ним - памятник их брату Сергею Уточкину - одному из известнейших спортсменов Одессы 100-летней давности.

Городской сад. Лев с дачи Маразли (нач. ХХ в).


Памятник Л.Утесову в Городском саду.


"Пассаж" - еще один шедевр Льва Володека (1898-1899 гг).


Декор "Пассажа" можно рассматривать долго и с восхищением.


На крыше "Пассажа" - бог торговли Меркурий на паравозе - символе наступавшего ХХ века.


Мозаики кон. XIX в в одном из подъездов "Пассажа".


Интерьер "Пассажа" еще нарядней, чем его фасады.


Очень хороша стеклянная крыша Пассажа.


Здесь какое-то бесчисленное количество скульптур.


Они и на арках, и на стенах...


И на роскошных балконах.


Балконы Пассажа поражают свое роскошью.

Отсюда выходим на Соборную площадь, где на месте снесенного при большевиках Преображенского собора отстроен новодел. Правда, в его крипте перезахоронен прах М.С. Воронцова и его супруги, который каким-то чудом удалось сохранить в советское время. А рядом с ним стоит памятник генерал-губернатору Новороссийского края графу М.С. Воронцову, который помимо того, что у него не сложились отношения со ссыльным подчиненным Пушкиным, прославился еще и как вполне эффективный управленец и хозяйственник, которому Одесса во многом обязана своим бурным развитием в I пол. XIX века. Удивительная история, но памятник тоже пережил совескую эпоху - его просто не смолли свалить (!). Тогда большевики просто заменили табличку с благодарностями от местных жителей на известные пушкинские строки:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
В постсоветское время табличку с прежней надписью вернули.


Соборная площадь. Дом Русова (1897 г) - прекрасный образец модерна с элементами классицизма и барокко.


Живописные детали дома Русова.


Дом Хлопонина (1870 г) выходит на Соборную площадь. Известен он тем, что в нем находилось известное кафе "Гамбринус", описанное еще И.Куприным (сейчас "Гамбринус" в другом месте - и он уже "не торт"). А справа от него - небольшой дом Феликса Дерибаса (1797 г), который я почему-то не сподобилась сфотографировать поближе.


Памятник М.С. Воронцову - генерал-губернатору Новороссии в 1823-1844 гг.


Барельефы с памятника Воронцову.


Спасо-Преображенский собор восстановлен в нач. 2000-х годов.

По улице Гаванной выходим к улице Сабанеев мост, на которой стоит городская усадьба Толстых (теперь Дом ученых, II пол. XIX в). Здесь тщательно отреставрированы инетрьеры, которые можно посмотреть, войдя внутрь (правда, с вас за это возьмут 100 грн с человека - где-то около 250 руб.). Но интерьеры достойны внимания.


Костел св. Петра (1912-1913 гг). Дом Феликса де Рибаса - брата Хосе. В 1820-х гг здесь проживали семьи Раевских и Давыдовых, в гостях у которых бывали Пушкин, Мицкевич, С, Трубецкой и прочие знаменитости той эпохи.


Тот самый Сабанеев мост (1829-1836 гг), в честь которого названа улица. Слева - дом Поммера (1896 г).


Улица Сабанеев мост с другого ракурса.


Доходный дом графа М.М. Толстого (1880 г) - часть усадьбы Толстых.


Усадьба Толстых строилась с 1830 по 1900 гг. На переднем плане дом Н.Хорвата (1830-1832 гг), впоследствии перешедший к Толстым.


Это дворец Толстых (1870ех гг). Сейчас здесь дом ученых. Но внутрь попасть можно.


Наличники дворца - прекрасный пример необарокко. Входим во дворец Толстых, первое, что видим, - лестница на второй этаж.


Следующий парадный зал.


Гостиная 2-го этажа. Камин из зала.


Роскошные потолки дворца.


И снова потолки.


Порталы залов тоже оформлены роскошно. Справа - зал со стеклянным потолком, где была картинная галерея.


Портреты художников.


Керамический камин.


Музыкальная гостинная.


Роскошный рояль фирмы Шредер (XIX в).


И его роскошные детали.


И снова роскошные потолки.


И снова залы дворца и их обстановка.


И еще потолочная лепнина.


Белый зал - возможно, танцевальный.


В этом зале на первом этаже до сих пор играют на музыкальных инструментах.


Коридор тоже очень наряден.


Роскошный дверной портал и его детали.


Лев над аркой и дворик дворца Толстых.


Деревянные потолки дворца Толстых особенно роскошны.
Tags: Укр. Одесса, Украина, охота к перемене мест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments