Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Сергиев Посад: великолепные коллекции народного искусства в Конном дворе

Основная экспозиция Сергиево-Посадского музея находится в т.н. Конном дворе – комплекс зданий бывшей монастырской конюшни 1790 г, приспособленном под музей после революции. Вообще, музей в Сергиев Посаде появился в первые годы Советской власти. Он состоит из множества отдельных экспозиций – и на осмотр всех их потребуется, наверное, целый день. Мы же выбрали только одну, которая интересовала нас на тот момент более всего - посвященную крестьянскому быту и народным промыслам.
Дело в том, что в Сергиево-Посадском музее удивительным образом оказалась собрана выдающая коллекция нижегородской глухой домовой резьбы. Казалось бы, где Нижний, и где Сергиев Посад… Но, видимо, деятельность музея в первые десятилетия существования, не ограничивалась территорией района и Московской области. Были организованы многочисленные научно-этнографические экспедиции в Нижегородскую область, которые собрали великое множество образцов тогда еще очень часто встречавшейся резьбы, – результат их работы сейчас можно увидеть в залах музея.
К сожалению, представлено все это богатство в экспозиции не очень информативно. Чаще всего на информационных табличках указано просто что-то вроде: Нижегородская область, Балахнинский район. Названий деревень в большинстве случаев то ли не сохранилось, то ли музейщики по каким-то причинам не сочли необходимым их указать.


Лев - типичный персонаж нижегородской глухой резьбы.


Снова лев.


Еще один персонаж резного бестиария - птица-сирин.


И еще одна.


А эта - даже в короне.


Львов вообще здесь больше всего - и все они разные.


Иногда - совсем наивные.


А порой - почти экспрессионисткие.


Встречаются также изображения птиц и фруктов.


И снова птица с ягодой в клюве.

Скворечники (1870 г, Рязанчкая обл., Егорьевский уезд). Резной фронтон избы из дер. Малые Вишенки Балахнинского р-на Нижегородской области (1872 г).


Резной фронтон избы из дер. Малые Вишенки целиком (1882 г).


Наряду со львами в резьбе часто встречаются и фараонки - женщины-рыбы.


Фараонка для ханжей :)


Ну а это - фараонка здорового взрослого человека.


А в этой есть что-то египетское.


Попадаются и мужчины-фараоны,...


...причем иногда в летах.


А иногда и гермафродиты.


Доска дверного портала со львом-волком и наличник мезонина.


Лев с наличника поближе.


Доски ворот со львами.


В Городецком и Балахнинском районах глухой резьбой часто украшали не только дома, но и ворота. Это ворота XIX в из Балахнинского р-на Нижегородскойй области.

Помимо богатого собрания домовой резьбы в музе Сергиева Посада можно осмотреть неплохое собрание интерьерной крестьянской росписи (на мебели, стенах, хозяйственных предметах и т.п.).



Домовая роспись припечного короба и дверей из Архангельской области. Шкаф посудный (Ярославская обл., кон. XIX в).


В росписи лев - тоже популярный персонаж.


Вот эти львы - просто симпатяги.


Лев с человечнеским лицом (дверь в голбец, Никольский р-н, Вологодская обл, нач. ХХ в). Расписные донца городецких прялок.


Жбан и бурак (Вологодская область, Сольвычегодский р-н, XIX в). Кстати, здесь тоже птица-сирин.


Оттуда же - ендова и блюдо.


Детские санки (Вологодская и Олонецкая губернии, нач. ХХ в).


В музее очень неплохая коллекция расписных прялок - в основном, северных губерний. Прялка (Тверская губ., XIX в).


Прялка (Архангельская губ., нач. ХХ в). Нижегородские прялки (XIX в).


Прялка (Вологодская губ., Соьвычегодский у., I пол. XIX в). Прялка (Вологодская губ., мастер В.Третьяков (нач. ХХ в).

В музее также отличное собрание народных костюмов из различных губерний Центральной России. Великолепнаа также местная коллекция женских головных уборов - такой красоты в таких объемах мне давно не приходилось видеть.


Женский поминальный костюм (Тамбовская губ., нач. ХХ в). Костюм кормящей матери (Архенгельская губ., Мезенский уезд, нач. ХХ в).


Женские праздничные костюмы (Вологодская губ., Устюгский у., нач. Хх в).


Женские праздничные костюмы (Московская губ., XIX в и Тверская губ., Ржевский у., 1890-е гг).


Мужской праздничный костюм (Вятская губ, Котельнический у., нач ХХ в). Женский праздничный костюм (Нижегородская обл., Арзамасский у., нач. ХХ в).


Свадебные костюмы (нач. ХХ в) и венчальные костюмы (1930-е гг) и венчальные венцы (XVII в) - все Воронежская губ., Бирюческий уезд.


Женские праздничные костюмы (Пензенская губ., Керенский у., нач. ХХ в).


Женские праздничные костюмы (Харьковская губ. и Курская губ. Суджанский у. - оба нач. ХХ в.).


Полотенце (Олонецкая губ., Каргопольский у., нач. ХХ в). Полотенце свадебное (Калужская губ., XIXв).


Девичья повязка (Архангельская губ., кон. XIX в).


Кокошник (Русский Север, XIX в). Кика (Псковская губ., Торопецкий у., II пол. XIX в) и кокошник (Тверская губ., кон. XVIII в).


Женский и девичий головные уборы (XIXв).


Платок городецкого золотого шитья (Нижегородская губ., Балахнинский у., XIX в).


Кики - женские головные уборы, искусно украшенные речным жемчугом (XIXв). По-моему, это настоящие произведения искусства.
Tags: МО Северное Подмосковье, Московская область, Россия, музеи, охота к перемене мест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments