Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Владимир: древнее белокаменное зодчество

А мы вернулись во Владимир, где нам тут же захотелось осмотреть еще два известнейших памятника владимиро-суздальского зодчества – Успенский и Дмитриевский соборы. С этими соборами, на самом деле, получается такая странная история, что все их смотрят первым делом, ставят мысленно галочку и забывают о них надолго. То же самое, как оказалось, произошло и снами: у меня даже цифровых фотографий соборов нашлось очень мало, поскольку во все следующий приезды во Владимир после первого я сюда почти не подходила! В итоге получается, что за куда менее ценными памятниками мы едем на край света, а шедевры под боком, вид и дух которых почти забылся, остаются без внимания.
Сначала мы немало времени потратили на изучение резьбы Дмитриевского собора, выстроенного в 1194-1197 гг князем Всеволодом Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. Эта резьба очень романская по виду, что, в свою очередь, породило немало дискуссий на тему истоков белокаменного зодчества в Залесской Руси (недавно, например, эту тему обсуждали здесь). Теории происхождения выдвигались от булгарской до германской. Некоторые ученые заявляли о целых бродячих артелях иностранных строителей, которые ходили по всей ойкумене, предлагая свои услуги. Но как раз в отношении Дмитриевского собора Радзивиловская летопись неоднозначно заявляет о том, что он построен русскими мастерами: "Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своем и украсил ее дивно иконами и письмом.
И монастырь создал, а в нем церковь каменную Рождества святой Богородицы и ее также исполнил всем исполнением, и покрыта была оловом от верху до закомар и притворов. И то чуду подобно. И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашел мастеров среди клевретов святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили
". Понятно, что традиция возникла во Владимирских землях не на пустом месте – то ли от западных европейцев ее переняли, то ли от византийцев. Но уже к началу 13 века на Руси вполне могли появиться свои зодчие, резчики и прочие мастера строительного дела.
На кассе в соборе (это сейчас часть Владимирского музея-заповедника) висел прейскурант, сообщавший о том, что для граждан государств Таможенного союза билет 100 руб., для остальных 150. Мы попросили два билета, дали 200 руб., на что получили ответ, что мы как граждане России права на льготный билет не имеем. «А кто имеет?» - спросили мы, слегка ошалев. – «Мы ж вроде тоже в Таможенном союзе». «Нифига,» - сказали нам, - «в Таможенном союзе киргизы, казахи, белорусы... Им билеты 100 руб. А вам – 150!» На законный вопрос кассирам, в своем ли они уме, был получен ответ типа: это не мы придумали, а начальство. После чего мы билеты покупать не стали уже из принципа (наверное, если бы раньше мы здесь не бывали внутри, наплевали бы на долбо...бизм музейщиков и пошли бы за любые деньги (все-таки фрески  XII века!), но в той ситуации вполне могли себе позволить не посетить собор в пятый раз). Честно говоря, я много раз слышала про маразмы владимиро-суздальского музея, да и сама пару раз с ними сталкивалась, но этот превзошел все наши самые смелые ожидания. Про этих дебилов, похоже, скоро легенды слагать начнут…


Резьба Дмитровского собора частично (некоторые специалисты говорят о 30%-40% новых вставок) восстановлена в ходе "реставрации" 1838-1839 гг, когда собору был возвращен "первобытный вид". Подробней о реставрации резьбы собора можно почитать здесь. Колонки и святые - это, скорее всего, XIX век, а вот камни под святыми - 1230-е гг.


Ну это всадники и фауна XII века.


Собор Дмитрия Солунского (1197 г) с разных фасадов.


Резьба собора покрывает стены сплошняком.


Рассматривать эти сюжеты можно долго.


резьба апсид собора.


Звери и птицы.


и снова они же.


... и неведомы зверушки...


Ну и люди тоже встречаются.


И здесь Давид-псалмопевец.


И тоже на всех фасадах.


Сюжеты резьбы очень разнообразны.


Святые и Дух святой.


Аркатурный пояс со святыми и различными сюжетами.


Крещение - это тоже, в основном, XIII в. Хотя сам центральный камень с крещением - вставка 1839 года.


Святые и ангелы.


Резьба портала, судя по всему, - это XII век.


орнаменты из зверушек.

Слава Богу, при посещении Успенского собора (вход тоже платный, но без маразматических льгот для граждан Таможенного союза) я была, наконец, вознаграждена: здесь удалось сфотографировать почти все более или менее освещенные фрески работы Андрея Рублева и Даниила Черного. О том, что фотосъемка запрещена, мне сообщила сотрудница музея, когда все уже было отснято. Но и то непонятно – фотографировала здесь не только я, но и другие посетители – замечаний особо никто никому не делал.
Успенский собор был построен в 1158 по велению великого князя Андрея Боголюбского, в 1186-1189 гг уже при князе Всеволоде Большое Гнездо был реконструирован (возведено еще одно кольцо стен после пожара 1185 года) – таким образом, более древний храм оказался как бы внутри более нового. В 1810 г к собору пристроили классицистическую колокольню, которая до сих пор  портит вид на храм доминирует со стороны главной улицы.

В Успенском соборе сохранился самый обширный фрагмент росписей начала XV века, который приписывают двум выдающимся мастерам того времени – Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Как-то эти фрески даже поделены по авторам: вот эти писал Даниил, а эти – Рублев. В галерее Всеволода сохранилось немножко росписей XII века. А вот иконостас здесь относится совсем к другой эпохе – барокко XVIII века.

Еще один древний памятник Владимира – Золотые ворота на ул. Московский проспект - построены в 1164 году при князе Андрее, также подвергался многочисленным перестройкам и дошел до нас не в первоначальном виде. Внутри тоже музей (где, в частности, можно увидеть диораму штурма города монголо-татарами в феврале 1238 года), но и здесь мы, понятное дело, бывали ранее.


Фрагмент фрески "Страшный суд" авторства Андрея Рублева и Дании Черного (нач. XV в).


Еще фрески XV в - замечательный трубящий ангел.


Здание присутственных мест (нач. XIX в) сейчас вмещает основную экспозицию Владимирского музея-заповедника.


Памятник Андрею Рублеву стоит у собора неспроста - здесь сохранилось несколько фрагментов фресок его авторства.


Успенский собор (1158, 1186-89 гг), трапезная и колокольня 1810 г.


Белокаменная резьба на Успенском соборе тоже есть, но ее все-таки здесь достаточно мало.


Страшный суд - фрески Андрея Рублева.


И снова Страшный суд - правденики в Раю.


Возможно, это княгиня со свитой.


Лица крупным планом.


Преображение Господне.


Страшный суд - 4 царства.


Страшный суд - адские муки (фрагмент).


Святые праотцы. Вроде бы эти фрагмент приписывают Даниилу. Здесь освещение очень плохое, так что даже моя мыльница, которая обычно неплохо справляется с недостатком света, здесь была бессильна.


Фрегмент из жития св. Николая (?)


Иконостас XVIII в установлен в кон.  XVIII в вместо древнего рублевского.


Сцена Благовещения с иконостаса.


Сразу после перестройки 1186-1189 гг его галерея была украшена фресками. Это сохранившиеся росписи конца XII века - их здесь реально очень мало.


Золотые ворота (1164 г). Круглые пилоны - это контрфосы, которые появились в XVIII в (а надвратная церковь - в 1810 г), когда срыли валы - и здание нужно было укрепить.
Tags: Владимир, Владимирская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Россия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “Россия” Tag