Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Татарстан. Остров-град Свияжск, ч.2 (Иоанно-Предтеченский монастырь и гражданская застройка)

Добираться до Свияжска можно по воде и по суше (хоть это и остров, но в 2008 году. его соединили с материком дамбой). Мы выбрали, конечно, первый вариант – хорошо что хотя бы сюда в мае кораблики уже ходили. На самом деле, эти майские дни в Татарстане выдались самыми жаркими за все прошедшее лето, так что водные путешествия были тогда очень кстати. Кстати, до 1956 года Свияжск становился островом лишь в половодье, но после постройки каскада водохранилищ на Волге, вода окружала его постоянно.
Гражданская война и советская власть оставили в Свияжске глубокий и трагический след. Особенно отличился здесь Лев Троцкий, побывавший на острове в 1918 году, где он готовил взятие Казани и устанавливал дисциплину в рядах Красной армии. По некоторым данным, здесь он впервые применил заградотряды как средство борьбы с отступающей собственной армией, как и принцип децимации (казни каждого десятого среди пленных). Известен также почти легендарный жутковатый эпизод с памятником Иуде: якобы при установке монумента в честь "первого бунтаря и революционера" зачем-то расстреляли пару священников из Успенского монастыря и несколько монахинь из Троицкого - это уже даже не атеизм, а сатанинство какое-то... Впрочем, по некоторым иным сведениям, за памятник Иуде один из иностранцев, описавший потом этот эпизод, принял установку памятника погибшему латышкому стрелку Юдинсу (Яну Юдину). С 1920-х на острове существовала тюрьма ГУЛАГА, потом психо-неврологический интернат. Когда Свияжск стал островом, его население сильно сократилось (в села его разжаловали еще в 1932 году). А с 2010 года здесь начались крупномасштабные работы по созданию туристического центра, вполне, на мой взгляд, увенчавшиеся успехом: в 2017 году Свияжск включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Погрузившись на борт в Речном порту Казани, мы отправились в путь. Кораблик идет до Свияжска около часа – и путь этот весьма интересен: по пути можно увидеть (правда, вдалеке) широко известный "храм всех религий", выстроенный неким эксцентричным персонажем в пригороде Казани, утопающая в зелени Макарьевская Вознесенская пустынь, а также Никольская церковь (1831 г) села Верхний Услон, на кладбище при котором похоронена супруга Александра Меньшикова, скончавшаяся здесь по пути в ссылку в 1728 г.


Речной вокзал Казани выглядит весьма оживленно - здесь не только круизники ходят, но есть и пассажирская навигация.


Рядом с пассажирским портом находится грузовой.


Вот такое судно возит пассажиров в Свияжск.


Вид на село Верхний Услон.


Никольская церковь (1831 г) села Верхний Услон, на кладбище при котором покоится супруга А.Меньшикова.


К храму Всех религий мы не ездили - видели его только так - издалека с воды.


Паровая мельница Оконишникова (1890- е гг), построенная по немецкому проекту. Используется ли она как-то сейчас, не знаю - вид вроде бы не заброшенный.


с. Печищи. Печь для обжига известняка (кон. XIX в). Известняк добывали тут же, после обжига его использовали как строительный раствор.


Проплываем советский мост через Волгу.


Далее по пути стоит Вознесенская Макарьевская пустынь: слева церковь иконы Всех скорбящих радость (1866), справа - церковь Вознесения Господня (1829 г). Между ними братские корпуса тоже XIX в.


Вид на Введенскую слободу. Введенская церковь (1782-1789 гг).


Введенская слобода, вид от Свияжска.


Подплываем к Свияжску. В центре - Константино-Еленинская церковь.


Остров Свияжск, на самом деле, очень невелик, что видно на этом фото - здесь он почти целиком вошел в кадр.

Наконец, причалив к пристани Свияжска, идем осматривать остров. Начинается знакомство с единственной сохранившейся на острове приходской (не считая монастырских) церкви Константина и Елены (кон. XVII в, трапезная XVIII в), стоящей почти на берегу. Уже здесь становится понятно, что остров сохранил богатую историческую застройку – купеческие и мещанские дома очень колоритны и, в основном, приведены в порядок. Хороши также исторические общественные здания: учебные заведения, пожарная часть, присутственные места и т.п. Под туристов тут «заточена» вся местная инфраструктура: много кафе, гостиниц, сувенирных лавок – в общем, нуждаться ни в чем не будете. Разве что от толп народу в выходные скрыться будет все-таки сложновато.


Жилой дом Медведева-Бровкина (II пол. XIX в).


Церковь Константина и Елены (кон. XVII в, трапезная XVIII в).


Константино-Еленинская церковь со стороны апсиды (кон. XVII в).


Интерьер храма.


Эта грандиозная усадьба часто меняла хозяев - дом Тимофеева-Терентьева-Бровкина-Дьячковых (кон. XIX в).


Несмотря на проведенную недавно грандиозную реконструкцию, образцов исторической застройки на его улицах сохранилось немало.


Богадельня (нач. ХХ в).


Дом Агафонова с торговой лавкой (кон. XIX в).


Усадьба купца Каменева (кон. XIX в).


Балкончик дома Каменева.


Здание быв. уездного училища (он же дом Крылова, 1830-е гг).


Свияжская общеобразовательная школа в здании бывшего городского училища (1913-1914 гг).


Торговое здание кон. XIX - нач. ХХ вв. Сейчас здесь кафе и магазин.


Здание низшей ремесленной школы и пожарного обоза (1870-е гг, нач. ХХ в). Каланча симпатичная, но, насколько мне известно, новодел.


Рядом руины Благовещенской церкви.


Заброшенных зданий в Свияжске не так много - вот, например, здание быв. архива свияжской земской управы (кон. XIX в).


Элемент городской застройки - деревянный дом XIX в.

Еще один монастырь Свияжска - Иоано-Предтеченский, центральный собор которого, посвященный иконе Божией Матери "Всех скорбящих радость" - сооружен в 1898-1906 гг в псевдовизантийском стиле. Но главное здесь – стоящая рядом деревянная Троицкая церковь 1551 г, в которой также можно увидеть старый тябловый иконостас XVII в с копиями икон (оригиналы вместе с деревянными скульптурами  перевезены, впрочем, в Художественный музей в Казани). Кстати, иконы царских врат подписаны на латыни - возможно, это работа каких-то западно-европейских мастеров. Очень интересна и Сергиевская церковь, устроенная на втором этаже трапезной, выстроенной в 1604 г.
А вот информации от очень осведомленного комментатора с Дзена:

Изначально, еще в советское время, часть икон из иконостаса были замены копиями. А примерно в 2011 году был вывезен весь иконостас, включая врата, в художественный музей. Некоторые иконы выставлялись, но отдельно от других. Большинство же были в запасниках музея.
В самом же Свияжске иконы были заменены современными (крайне некачественными) копиями. Причем заменены копиями даже те иконы, которые являлись советскими копиями. И самое странное что в новом иконостасе порядок икон не соблюден по сравнению с 2010 годом, а копии некоторых икон и вовсе отсутствуют.

В комплексе зданий Казеных сооружений разместился музей истории Свияжска, который показался мне любопытным, но не более.


Комплекс казенных сооружений (казначейство, больница, тюрьма, баня, присутственные мечта), в котором сейчас размещается экспозиция музея Свияжска.


Музей не то чтоб неинтересный, но фотографировать там особенно нечего было. Ну вот митра симпатичная.


Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (1898-1906 гг), ограда 1820-х гг, часовня царственных страстотерпцев Николая и Александра, вопреки ожиданиям, не новодел (1897-1905 гг). Внутрь мы не зашли, а зря - там росписи времен постройки сохранились.


Вид на монастырь с воды.


Собор во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" - типичный псевдовизантийский стиль.


Интерьер храма нынче восстановлен.


Троица новозаветная.


Успение Богородицы.


Евангелисты.


Еще одна церковь монастыря - Сергиевская - тоже достаточно древняя (1604 г).


Церковь устроена на втором этаже трапезной, возведенной в 1604 г.


Изображение Троицы на внешней стене Сергиевской церкви.


Троицкая церковь (1551 год), конечно, многократно перестраивалась. В XIX в ее завершение поменяли с шатрового на луковичное.


Внутри сохранился тябловый иконостас XVI века, хотя оригиналы икон и деревянная скульптура отсюда выведены в художественный музей в Казань.


Иконостас. Деисус.


И еще часть Деисуса.


Троица и пророческий ряд иконостаса.


Царские врата иконостаса с латинскими подписями.


Деталь иконостаса барочная по виду - врата, возможно, относятся к XVIII в.


Благовещение с Царских врат иконостаса.


Евангелисты с Царских врат. И снова интереснейшая деталь из комментов на Дзене как раз относительно евангелиста Марка:

Насчет врат история следующая - там была крайне необычная икона Евангелиста Марка. У неё глаза косые. Марк разными глазами смотрит в разные стороны. На копии это не так сильно заметно. Вообще конечно часто бывает что на иконах глаза обращены в разные стороны, но не на иконах евангелистов. Например часто можно увидеть икону Спаса Нерукотворного где один глаз направлен прямо, а другой вправо. Тут же икона Марка выбивается из общего ряда. Такие искажения как на иконе Марка, характерны для средневековых...автопортретов. Они возникают от того что художник когда рисует себя одним глазом смотрит на зеркало, вторым на работу. Да наверняка часто сталкивались с таким, даже вон в ранних работах Альбрехта Дюрера.
Более того, Марк на царских вратах тут единственный кто держит руку с пером(или кистью) на листе. А сам лист в его руках закреплен так, как раньше держали иконописцы доску во время работы. Вообще всё выглядит так будто евангелист Марк это автопортрет художника, отображенный как раз во время написания картины. Вообще часто бывало, что мастер выполнявший работу изображал себя внизу врат (например Сигтунские врата в Новгороде), или подписывался внизу. (А икона Марка как раз внизу). В Европе художники также часто изображали святых, срисовывая из своих друзей. Ну например на картине Леонардо "Иоанн Креститель" изображен по сути любовник Леонардо. Но чтоб автопортрет в виде святого запилить - такого я еще не видел)) Так что может это и просто странное совпадение.

По-моему, эта версия - просто вынос мозга, согласитесь :)


Изображения евангелистов на Царских вратах Троицкой церкви подписаны на латыни, что крайне редко встречается в русских храмах. Вероятно, здесь работали европейские художники.

И лишь напоследок я обнаружила на острове еще один музей, вернее, археологический парк - судя по всему, организованный не так давно. Это раскоп того самого города или крепости XVI века (срубленных, как известно, в Угличе) - вроде как там сохранились остатки срубов (не знаю, насколько существенные), которые, в любом случае, интересно было бу увидеть. Но времени на это уже не оставалось - наш кораблик отчаливал с минуты на минуту.
Tags: Россия, Среднее Поволжье, Тат. Зеленодольский район, Татарстан, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Татарстан” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments