Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Казань: Старо-Татарская слобода.

В Казани до этого года я бывала дважды, но ни разу о ней толком не написала в своем журнале. Впрочем, первый раз была банальная командировка, так что это не считается. Второй раз ездила специально с туристическими целями, но мне как-то сильно тогда не повезло: по ошибке я удалила с фотоаппарата все фотографии из этой поездки, не перенеся их предварительно на компьютер. Со мной такое случилось в первый (и надеюсь, в последний) раз - и именно с Казанью! В общем, по этой теме за мной тянулся должок, который я в ближайшее время наконец-то постараюсь закрыть.
С другой стороны, Казань ни в коем случае не является туристической экзотикой: по моим наблюдениям, здесь хотя бы однажды бывали даже те, кто вообще по России не путешествует (примерно такая же история с Петербургом): т.е. это, возможно, третий по популярности город среди отечественных туристов. Объективно это или нет, можно спорить, но факт остается фактом: туристическая инфраструктура в городе очень развитая, а туристов пруд пруди в любое время года, тем более, на майские праздники, когда там оказались и мы.
Конечно, за то время, что мы отвели на Казань, осмотреть все её достопримечательности невозможно, а тем более, посетить все заслуживающие внимания музеи. Все-таки, несмотря на все утраты последнего времени, Казань остается большим, богатым на памятники архитектуры и интересным историческим городом, на знакомство с которым нужно хотя бы дня три. Но что успели, то и наше.

В этот раз прогулок по Казани у нас было несколько - мы обходили город в течение нескольких дней в перерывах между поездками по республике. Но начали мы их и закончили Татарским кварталом - как туристическим кластером, так и вполне жилым районом мечетей, медресе, кафе халяльной еды и магазинов мусульманской одежды.
Протока Булак со времен Ивана Грозного делит город на русскую и татарскую части. Так возникла Старо-Татарская слобода, где в XVI веке только и разрешалось селиться мусульманам. К сожалению, каких-то  значимых мусульманских древностей Казани до нашего времени не дошло (кроме башни Сююм-бике в кремле - шутка: башня выстроена в 1709 году, но почему-то многие считают ее ханской): после взятия города русскими войсками в 1552 году все культовые мусульманские сооружения в городе и окрестностях были разрушены, и вплоть до времен Екатерины II действовал запрет на строительство новых мечетей. Периодически этот запрет нарушался, но в ходе очередного обострения выстроенные нелегально молельни снова ломали. Так продолжалось до полной отмены запртеа в конце XVIII в, поэтому старейшая мечеть города Аль Марджани выстроена в 1770 г. Тем не менее, с тех пор до начала советской власти построить их здесь успели немало – так что осмотреть все исторические мечети города мы не успели. К сожалению, среди упущений оказалась одна из интереснейших мечетей города - Закабанная 1924-1926 гг постройки (т.е. в советское время!) - она на другом берегу озера Кабан, куда мы не ходили.


Усадьба Шакир-Солдата построена в кон. XIX в для мещанина Шакирзяна Шамсутдинова, сделавшего неплохую карьеру в армии (что и отражено в названии усадьбы).


Мечеть Нурулла (сер. XIX в) построена в стиле эклектики в ее татарском национально-романтическом изводе. Минарет Султановской мечети (1867 г) утрачен в советское время и восстановлен в 1990-е гг.


Султановская мечеть построена на средства купца Усманова (1867 г).


Рядом находится вновь открытое в 1993 году медресе Мухаммадия, выстроенное в 1883 году на средства М. Галеева (арх. М.Еромолаев)


Вокзал Казань-1 (1890-е гг).


Дом жилой (кон. XIX - нач. ХХ вв) на ул. Московской.


Красавец-дом с ул. Московской (нач. ХХ в).


На его башенке - херувимы.


Исторический татарский дом на ул. Парижской коммуны.


В этом доме (построен в 1883 г на средства купца Валеева) с 1906 по 1929 гг находились типографии и бибилиотека татарской литературы.


А здесь была типография местных большевиков.


Галеевская мечеть (1798-1801 гг) выстроена в стиле классицизма. В 1882 году подверглась перестройке.


В двух шагах от мечети - Тихвинская церковь (1731 г, перестроена в 1898-1900 гг).


Протока Булак издавна делила город на русскую и татарскую части.

Старо-Татарская слобода за улицей Татарстан в районе улиц Марджани, Каюма Насыри и Фатиха Карими - туристический кластер с несколькими мечетями и десятками деревянных и каменных особняков, принадлежавших татарской элите. Говорят, что многое из этого - фактически, новоделы. Но я не посещала Казань до знаменательных событий 2000-х гг, когда здесь создавалась (порой, по свидетельствам очевидцев, вполне варварски) туристическая мекка, потому о степени аутентичности этого района судить не берусь. Но выглядит он, и правда, не очень натурально, слишком "причесанным", глянцевым и лубочным. Хотя, не поспоришь, гулять здесь приятно.


Прекрасный вид на Старо-Татарскую слободу с мечетью аль-Марджани (1766-170 гг) в центре.


Мечеть аль-Марджани выстроена одной из первых после отмены Екатериной II запрета на строительство мечети 1766-170 гг.


Памятник Г. Тукаю посреди одноименной площади. На границе Старо-Татарской слободы стоит памятник аль-Марджани - татарскому просветителю, религиозному и общественному деятелю.


Озеро Кабан. Вид на парк Тысечелетие.


Театр им. Камала на ул. Татарстан.


Спектакли здесь идут на татарском языке с русским переводом в наушники.


В этом старом татарском особняке находится ресторан Татарская усадьба.


И снова ул. Марджани. Деревянный татарский дом.


Деревянное и каменное зодчество Старо-Татарской слободы.


Еще один деревянный особняк - выгляит как полный новодел, но, учитывая традиции современной российской реставрации, я могу ошибаться.


Апанаевская мечеть (1768-1771 гг) - вторая по времени строительства каменная мечеть Казани, на которую жертвовали много средств купцы Апанаевы.


Дом Исанбаевых (памятник архитектуры (кон. XIX в).


Улица Каюма Насыри. Музей чая - быв. усадьба Кушаева с флигелем (XIX в).


Улица Каюма Насыри - ощущение некоторой лубочности здесь, действительно, не покидает.


И еще один вид на мечеть аль-Марджани с оградой.


Сцена молитвы - панно на одной из станций казанского метро.


Такие здания здесь называются объектами городской исторической среды. Насколько они аутентичны, не могу судить.


Дом З.Б. Усманова (1853 г).


Мечеть Бурнай с красивейшим минаретом (1872 г, арх. П.Романов) - яркий пример кирпичного стиля в его мусульманском варианте - выстроена на средства купца М. Бурнаева.


"Голубая" мечеть (1815-1819 гг) - мусульманский классицизм.

Улица Габлуллы Тукая пересекает всю Старо-Татарскую слободу с севера на юг. В южной ее части расположены самые богатые и красивые особняки татарской элиты, среди которых ососбенно выделяются т.н. "дом Шамиля" (не имеющий прямого отношения к мятежному имаму) и дом Юнусовых-Апанаевых (нач. XIX в).


Застройка улицы Г.Тукая


Деревянный дом Сафы Бахтеева (нач. ХХ в) с очень красивыми и характерными воротами.


Любопытное здание на ул. Г. Тукая - возможно, медресе.


Застройка улицы Тукая в этой части очень цельная.


Один из богатейших особняков Старо-Татарской слободы - дом Юнусовых-Апанаевых (нач. XIX в).


Знаменитый "дом Шамиля" - одно из красивейших зданий Стар-Татарской слободы - приобрело нынешний облик в нач. ХХ в. А вообще он построен купцом Апаковым как подарок дочери, которая вышла замуж за сына того самого имама Шамиля.


Красивейший "дом Шамиля" к самому Шамилю имеет весьма опосредованное отношение. Он даже нынешний вид приобрел в нач ХХ в. Сейчас здесь литературный музей Габдуллы Тукая.
Tags: Россия, Среднее Поволжье, Тат. Казань, Татарстан, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Татарстан” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “Татарстан” Tag