Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Ивановская область: страна деревянного кружева, Введенье, Ново-Талицы.

Так случилось, что в Ивановской области в этом году мы побывали дважды, причем, с небольшим перерывом во времени. Первая поездка пришлась на август месяц, когда погода была нестабильна и полна сюрпризов (чаще, неприятных). К тому же, я немного приболела, потому в тот раз многое из задуманного выполнить не удалось. Оказавшись в этих же местах через три недели, занимались тем, что досматривали недосмотренное, плюс не отказали себе в удовольствии переночевать в беспроигрышном осеннем Плесе.

Изначально, план в очередной раз посетить эти края возник по той причине, что я разведала здесь несколько изб с глухой деревянной резьбой – темой, которая изрядно занимает меня последние несколько лет (подробнее о феномене см. цикл В поисках фараонки). Скажу сразу, что две точки (в деревнях К. и Г.) «сработали» - здесь мы, действительно, обнаружили прекрасные образцы глухой резьбы на избах. Причем, оба дома обитаемы. Дом в Г., к тому же, огорожен глухим забором, что сильно мешает фотосъемке, зато несколько уменьшает беспокойство о его дальнейшей судьбе. А вот третий дом, который по всем расчетам должен был обнаружиться в сильно запущенной, хотя еще и обитаемой деревне Ж., найти не удалось – то ли искали плохо, то ли его уже нет…


Дом в деревне К. сохранил деревянную резьбу не в полном объеме - центральная доска, как сказала нам хозяйка дома, уехала в местный музей.


Остались лишь доски с фараонками,...


Ну и орнаментом, конечно...


Хозяйка дома с фараонками рассказала, чтои с оседний дом также принадлежал местному священнику. Но его потом передали совхозу и обшили тесом.


На пути у нас оказалась Казанская церковь в селе Корзино (1902 г).


Заброшенная, но сохранившая каркас иконостаса.


Вполне аутентична ограда местного кладбища.


В большом селе Горячево нет церкви, зато есть симпаатичные придорожные часовенки: Николая Чудотворца и иконы Божией Матери "Нерушимая стена". Возможно, они современные, но все равно выглядят весьма симпатично.


Горячево - старое торговое село, что видно по купеческим домам XIX в.


Интересна здесь и современная резьба - очень забавный "музыкальный" дом.


Дом в деревне Г. сохранил длинные доски с деревянной резьбой.


Дом с другого фасада фотографировать из-за высоченного забора, которым его огородили, очень сложно.


Вот насколько удалось приблизить местную фараонку.


Здесь приближение получилось менее удачным - видно только, что дом 1842 года.


Наличники с дракончиками у дома также интересные.


Деревня Ж. настолько же аутентична, насколько запущена.


Здесь масса великолепных образцов деревянной резьбы


Здесь сохранились целые крестьянские усадьбы. Но дома с глухой резьбой мы здесь, к сожалению, так и не нашли.


Чудесный лев с избы в деревне Г., надеюсь, уже не под угрозой - дом явно имеет хозяина.

В бывшем монастырском селе Введенье сохранилось целых три грандиозных храмовых комплекса, столь характерных для этих мест (см. Васильевское, Парское, Дунилово), включая Николо-Шартомский монастырь с храмами Николая Чудотворца (1651 г) и Спаса Преображения (1813 г). На территорию монастыря мы попали (что, как я поняла, сейчас удается не всем), потому смогли нормально осмотреть отреставрированные "с иголочки" храмы хотя бы снаружи. Второй комплекс, состоящий из Введенской (1807 г) и Владимирской (1845 г) церквей, потихоньку восстанавливается. Есть здесь третий комплекс - из церквей Вознесения Господня (1806-1843 гг) и Иоанна Богослова (1843 г), стоит законсервированный без видимых признаков реставрации. А вообще, Введенье удивило нас не только количеством церквей, но и их архаичным видом -  ведь большинство из них созданы в XIX веке, а выглядят они минимум на 100 лет старше.


Введенье. Вид на Николо-Шартомский монастырь (собор Николая Чудотворца (1651 г) и церковь Спаса Преображения (1626 г, 1813 г).


Дорога в Введенье идет через Шую, где на окраине города стоит церковь Спаса Преображения (1836, колокольня и ограда 1860 г), которая вроде бы не закрывалась в советское время. Но нам внутрь попасть не удалось - впрочем, в Шую еще непременно стоит вернуться.


На пути в Введенье находится еще один храмовый комплекс - в селе Чернцы, - состоящий из церквей Ильи Пророка (1750 г) и Николая Чудотворца (1819 г). Судя по фото с соборов, лет 10 назад это были руины, а сейчас уже вполне пристойно все выглядит - очень отрадно.


Николо-Шартомский монастырь. Церковь Спаса Преображения (заложена в 1626 г, нынешний вид приняла в 1813 г).


Казанская церковь (1678 г).


Колокольня по виду возведена веке в XIX, а вот собор Николая Чудотворца вполне почтенного возраста (1651 г).


Никольский собор со стороны апсиды. Водная дверь в собор.


В нескольких десятках метрах от Николо-Шартомского монастыря стоит еще один фотогеничный комплекс, состоящий из Владимирской (1845 г) и Введенской (1807 г) церквей.


А чуть дальше - храмовый ансамбль церкви Вознесения Господня (1806-1843 гг) и обезглавленной церкви Иоанна Богослова (1843 г).

Совершенно иного плана достопримечательность находится в деревне Ново-Талицы, что под Иваново. Здесь сохранился и отреставрирован деревянный дом священника В.В. Цветаева – отца основателя музея изобразительных искусств И.В. Цветаева и дед Марины Цветаевой. Экспозиция местного музея небольшая, но весьма информативная – жизнь семьи представлена не только в документах и фотографиях, каким-то чудом сохранились даже личные вещи. Да и семья необычная – все четыре сына В.В. Цветаева сделали незаурядную карьеру на самых разных поприщах и внесли значительный вклад в русскую культуру. Не говоря уже о внучке…

У первой бабки — четыре сына,
Четыре сына — одна лучина,

Кожух овчинный, мешок пеньки,
Четыре сына — да две руки!

Как ни навалишь им чашку — чисто!
Чай, не барчата! — Семинаристы!


Деревянный дом 1853 года постройки принадлежал священнику Никольской церкви в Ново-Талицах В.В. Цветаеву.

Перед домом установлен памятник И.В. Цветаеву - основателю музея Изобразительных искусств и отцу Марины Цветаевой.


Деревянная лестница со стороны парка, который крутым склоном уходит вниз.


В доме восстановлены традиционные печи.


Портреты членов семьи Цветаевых и их личные вещи.


Личные вещи членов семьи Цветаевых.


Мебель кон. XIX в.


Слепки с античных памятников И.В. Цветаев собирал еще со студенческих времен, когда он стажировался в Италии.


Церковь Николая Чудотворца (1775 г), в которой служил священником В.В. Цветаев.


А это сама церковь св. Николая (1775 г).

Tags: В поисках фараонки, Ивановская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Ивановская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments