Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Нижегородская область: Кулебаки, Арзамас и окрестности

На второй день поездки мы, наконец, въехали в Нижегородскую область, где первую остановку сделали в городке Кулебаки. Здесь на одной из центральных улиц сохранился ропетовский теремок 1899 г постройки – деревянный особняк бывшего Дома народных развлечений в стиле модерн. Сейчас в нем находится краеведческий музей, который в выходной день почему-то не работал (у нас еще встречаются музеи со странных графиком работы – только в будни). Тем не менее, сам теремок весьма интересен, к тому же, отреставрирован и находится в хорошем состоянии.

Отсюда наш путь лежал в сторону Арзамаса. Когда мы добрались до пригородного села Выездного, погода окончательно испортилась. Тем не менее, мы сделали остановку, чтобы осмотреть грандиозную классицистическую Смоленскую церковь (1815 г), где в алтаре висит (ни много – ни мало) Распятие кисти известного испанского художника Себастьяна Мурильо. Эту картину привез из Испании в Арзамас князь В.П. Салтыков, владевший здесь землями, - с тех пор она висит в храме, который, кстати, не закрывался в советское время, так что интерьер здесь и без того интересный. А вот Мурильо вблизи рассмотреть мы не смогли – летний храм, где находится картина, еще не открыли в начале мая, так что пришлось довольствоваться видом через запертую стеклянную дверь.


Кулебаки. Дом народных развлечений (1899 г) - сейчас местный краеведческий музей.
Кулебаки и ВыездноеCollapse )
В Арзамасе дождь еще больше усилился – настолько, что пару часов нам пришлось просидеть в гостинице. Ближе к вечеру стихия утихла – и мы смогли немного погулять по городу, где я бывала несколько лет назад.
Безусловно, самое красивое место Арзамаса – это центральная Соборная площадь, расположенная на высоком берегу речки Теша. В центре стоит грандиозный Воскресенский собор, выстроенный в 1842 г. Его интерьер в стиле ампир нам также удалось увидеть, хотя об эту пору храм еще не был открыт после зимы. Мы, не зная этого, безуспешно наматывали круги вокруг собора в поисках входа, пока одна из дверей наконец не открылась. По счастливой случайности, в соборе как раз была группа экскурсантов – и сторож, услышав, что кто-то ломится в дверь, отпер засов и запустил нас внутрь. В интерьере помимо ампирных иконостасов и масляной живописи нач. XIX в сохранились чудесные монохромные росписи академика живописи А.В.Ступина.
Рядом с собором можно осмотреть комплекс зданий Николаевского женского монастыря и старинную гражданскую постройку – магистрат (сер. XVIII в).
Еще одна впечатляющая площадь Арзамаса - Патриарха Сергия, где привлекает внимание недавно отреставрированная Благовещенская церковь (1775-1784 гг). Также на реставрации находятся другие постройки Спасо-Преображенского монастыря, в том числе старейший в городе Спасо-Преображенский собор (1638 г).
Арзамас: церквиCollapse )

Соборная площадь Арзамаса. Здание магистрата (сер. XVIII в). В центре - Воскресенский собор, выстроенный в 1815 г в честь победы над Наполеоном. А за ними - церковь Божией Матери Живоносный источник (1794 г).

Когда я впервые посетила Арзамас лет 10 назад, почти все церкви города были в ужасном состоянии – сейчас же большинство из них отреставрировано (вопрос качества реставрации не обсуждаю). А вот многим старым особнякам в центре реставрация, надеюсь, еще предстоит. Каменное гражданское зодчество города представлено, в основном, классицистическими зданиями XIX в – как общественными, так и частными. Особый же интерес представляют классицистические деревянные особняки: дом Ханыкова (1838 г), дом Попова (1812 г), дом Твердова (1822-23 гг), украшенные монументальными деревянными колоннадами или иными классицистическими элементами. Интересна с точки зрения застройки также улица Гостинный Ряд – здесь, в основном, находятся торговые помещения (лавки, торговые ряды и т.п.).
Арзамас: гражданская застройкаCollapse )

Деревянный классицизм на улицах Арзамаса. Уникальный выгнутый угловой фасад дома Ханыкова (1838 г). А неподалеку - монументальный дорический :) портик деревянного дома Твердова (1822-1823 гг).

В принципе, туристов в Арзамасе хватает: они, в основном, едут в близлежащие Дивеево (которое не входило в наши планы – и вряд ли когда-нибудь войдет) или в Большое Болдино, о котором я также рассказывала много лет назад. Планировали мы туда поездку и в этот раз, но вовремя вычитали на сайте музея-заповедника, что главный дом помещиков Пушкиных закрыт на реставрацию до лета – а без него ехать в такую даль не имело смысла, посещение пришлось отложить на другой раз. Но, как вы поняли, Арзамас заслуживает внимания и сам по себе, так что совсем эту поездку мы решили не отменять. Скорректировали лишь свои планы в пользу старообрядческого Заволжья, на которое теперь осталось больше времени, - туда мы отправились на третий день поездки. Но об этом позже, после рассказа о Макарьевом монастыре и дороге к нему.
Tags: Ниж. Арзамасский район, Нижегородская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Нижегородская область” Tag

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Posts from This Journal “Нижегородская область” Tag