Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Каппадокия: сельджукские и османские памятники Кайсери

Город Кайсери дважды оказывался у нас на пути как пересадочный пункт. Здесь мы провели в сумме часа три, которых, конечно, недостаточно для подробного знакомства с городом, но вполне хватит для беглого осмотра основных достопримечательностей центра. Здесь мы немного отвлеклись от традиционных каппадокийских долин и пещерных храмов и погрузились в мир сельджукской и османскогй архитектуры.
Корнями Кайсери уходит в глубокую древность - чуть ли не в хеттские времена. Это, в частности, та самая ранневизантийская Кесария, откуда родом были главные каппадокийские святители Василий Великий и его брат Григорий Нисский, а также Григорий Богослов, ставшие основателями монашеского движения в этих краях. Впрочем, от тех времен в самом городе практичекси ничего не осталось. Сейчас Кайсери – большой современный и весьма промышленно развитый город, сохранивший, тем не менее, ряд памятников сельджукского и османского периодов. Сейчас о христианском прошлом Кайсери ничего не напоминает - более того, у нас сложилось впечатление, что здесь весьма консервативная исламская атмосфера.

Самый известный памятник Кайсери – крепость, заложенная еще в VI в, но современный вид принявшая уже после рконструкции 1224 г и 1486 г. В саму цитадель нынче не попасть – там идет реконструкция. Зато внутри ее внешних стен XIII-XV вв находится несколько интересных памятников. В частности, это городской базар XV в, действующий и поныне, дом Ататюрка, останавливавшегося здесь на три дня. Здесь же находится один из старейших памятников города - мечеть Улу Джами (1142-1205 г).


Крепость Кайсери приобрела современный вид при Сельджуках в 1224 г.


На пути в Кайсери сфотографировала из окна знаменитые каменные грибы в районе Юргюпа.


Еще интересные каменные формации.


Крепость Кайсери (VI в, 1224 г, 1486 г).


Крепость довольно большая - и сфотографировать ее целиком можно только издалека.


Внешние стены крепости Кайсери (XIII в) - бастион...


...башня и ворота.


Новодельная мечеть Бюрюнгюз (1977 г) и мавзолей Зейнеля Абидина (1886 г), в котором сейчас размещается туристический офис Кайсери (очень полезный, кстати).


Декор мавзолея Абидина.


Рынок Бедестен (XV в)...


...и каравансарай Везир Ханы (1727 г).


Внутри это типичный восточный базар - как обычно, по-своему живописный


Мечеть Улу Джами (1142-1205 г) и ее украшенный изразцами минарет.


Интерьер мечети.


Сахабие медересе построено в 1267 г великим сельджукским визирем Сахиб Ата. В нем сейчас Сельджукский музей, на который у нас, к сожалению, не было времени.


Крепость Джумхурийет с памятником Ататюрку и часовой башней саат-кулесы.


Дом-музей Ататюрка, где отец нации останавливался несколько раз, бывая в Кайсери.

Но самое, пожалуй, уникальное место Кайсери – жилой дом османского паши XV в, который называют Гюпгюпоглу конагы. Здесь мы по традиции натолкнулись на закрытые ворота (опять реставрация). Приоткрыв их, я тихонько зашла на территорию, чтобы сделать несколько кадров особняка хотя бы снаружи. Навстречу вышел сторож, который, увидев наш интерес, провел нас внутрь дома, открыл несколько дверей, показал множество внутренних помещений (парадные залы и жилые комнаты, украшенные чудесными резными полихромными деревянными панелями, баню, стойло для лошадей и много чего еще). Сторож совершенно не говорил по-английски, но искренне пытался объяснить нам назначение каждого зала – и порой ему это удавалось :) В общем, благодаря этому чудесному человеку (не столь уж и редкий для Турции пример, кстати, - по отношении к нам встреченные турки, в подавляющем большинстве, проявляли крайнее дружелюбие и даже заботу) мы осмотрели этот чудесный памятник неожиданно подробно.

Через дорогу от крепости стоит еще один важный памятник – религиозный комплекс Махпери Хунат Хатун (1238 г) - супруги сельджукского султана Алаеддина Кейкубуда, зайдя куда можно увидеть мечеть (1238 г), медресе (1237 г) а также украшенную резьбой по камню гробницу основательницы комплекса.
По всему городу разбросано множество старых мавзолеев, которые попадались на нашем пути довольно часто. А вот до самого красивого из них - мавзолея Дёнер Кюмбет (II пол. XIII в) - мы не дошли буквально немного, только издалека сфотографировали.


Парадный зал османского особняка XV в Гюпгюпоглу конагы. Стены оформлены декративными деревянными панелями.


Гюпгюпоглу конагы - османский особняк XV в. В нем располагается этнографический музей, но сейчас здесь идет масштабный ремонт.


Детали дома - портал и деревянная терраса второго этажа.


Терраса особняка.


Деревянные потолки - одна из "фишек" этого особняка.


Потолки многих помещений красиво оформлены и более сложными узорами из дерева.


Расписные стены и двери главного зала.


Еще расписные деревянные панели


Очень красивые двери.


Потолок одного из помещений оформлен также мозаикой из камня.


Его стены, покрытые распиным деревом, также очень хороши.


Баня в доме и вход в нее - здесь, конечно, все из камня.


К сожалению, из-зя языкового барьера мы распознали назначение не всех помещений. На первом фото - стойло для лошадей.


Религиозный комплекс Махпери Хунат Хатун (1238 г) - мечеть, тюрбе, медресе, баня.


Баня действует по сей день - здесь ее можно рассмотреть.


Это фасад медресе Махпери Хатун (1237 г).


Портал медресе - типичная сельджукская каменная резьба.


Красивая каменая резьба портала мечети Махпери Хатун (1238 г) поближе.


Резьбы тут вообще много - еще портал мечети.


Интерьер мечети.


Тюрбе Махпери Хатун.


На улицах Кайсери встречается много тюрбе - гробниц разных мусульманских святых. Слева - тюрбе Эмир Хана (1189 г), справа - тюрбе Донер Кюмбет (XIIIв), наиболее известный среди всех (к сожалению, мы к нему не подошли поближе).


Простая сельджукская мечеть Хан (XIII в), рядом - тюрбе Кюмбеты.


Образовательный комплекс Ахи Эвран (XIII в) сейчас вмещает музей ремесел.


Во дворе комплекса Махпари Хунат Хатун (1230-е гг) стоит украшенная сельджукской каменной резьбой гробница (тюрбе) Махпари Хатун (I пол. XIII в). Та же резьба - на портале мечети 1238 г.

Еще один важный памятник города – медресе Чифте (1165-1204 гг), в котором сейчас располагается местный музей медицыны. К сожалению, наше время в Кайсери стремительно подходило к концу, потому на музей мы времени не нашли - только полюбовались его роскошным резным порталом. Осмотрев напоследок мечеть Куршунлу 1585 г, выстроенную по проекту местного уроженца выдающегося османского архитектора Синана (памятник ему стоит здесь неподалеку), поспешили вернуться на автовокзал, где нас ждал долмуш до Йешилхисара, откуда мы планировали попасть в Соанлы – очередную каппадокийскую долину со множеством пещерных храмов. Рассказ о ней – в следующем посте.


Добраться от автовокзала Кайсери до центра не так сложно – несколько лет назад здесь запустили скоростной трамвай, который позволяет преодолеть этот путь где-то за полчаса.


Мечеть Куршунлу (1585 г), рядом с которой стоит памятник автору проекта - выдающемуся османскому архитектору (мимару) Синану. ИМХО, это чистый ренессанс - в его мусульманском изводе.


Интерьеры мечети.


Рядом с мечетью какое-то старое тюрбе и медресе. В таких местах в Кайсери почему-то чаще всего продают книги.


За мечетью Куршкнлу находится медресе Чифте (1165-1204 гг), в котором расположены экспозиции музея медицины.


Портал медресе Чифте и Какой-то старый фонтан рядом с мечетью.
Tags: Тур. Каппадокия, Тур. Центральная Анатолия, Турция, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Турция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “Турция” Tag