Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Каппадокия: Гёреме (долины, которые мы прошли - Мескендир, Красная и Розовая)

Чуть выше музея Гёреме напротив кемпинга Кайа находится комплекс Айналы – с церковью, дормиторием, хозяйственными помещениями. Все это, видимо, – остатки древнего монастыря. В принципе, Айналы логично совместить с долинами Мескендир, Красная и Розовая, но у нас получилось несколько иначе. На прохождение этих долин необходимо часа 4, которых у нас в первый день уже не было, так что мы ограничились лишь небольшой разведкой (вообще, сейчас, уже пройдя этот путь по Каппадокии, я понимаю, как можно было бы организовать все более эффективно, но задним умом мы все крепки).
В Айналы пускают по билетам, фресок внутри нет, есть немного геометрических рисунков, характерных для раннехристианского периода и эпохи иконоборчества. Ну и сами монастырские помещения, расположенные на двух этажах, можно рассмотреть. Да и ходьба по вырубленным в толще скалы крутым лестницам и лазание на коленках по низким туннелям оставляют сильное впечатление :)

Комплекс монастыря Айналы, основание которого относят к раннехристанскому периоду. На первом этаже церковь, на втором - монастырские помещения.

Интерьер церкви Айналы - росписи иконоборческого периода.

Очень аскетичный интерьер, надо сказать.

Весь этот орнамент - символы.

Одно из монастырских помещений. Кухня.

Окрестности монастыря Айналы.

В долину Мескендир мы вернулись через пару дней из Гёреме. Высадившись из юргюпского автобуса у кэмпинга Кайа, отправились в сторону долины. Часть ее прошли по верху, так как внизу течет ручеек, разивающийся весной. В середине долины кое-как спустились вниз по тропе и оказались на дне долины Мескендир. От нее можно пройти в Красную долину, названную так за преобладающий цвет скал. Поход этот оказался не очень простым (пришлось взбираться наверх, в том числе по приставным железным лестницам), но мы этот путь одолели и вышли, наконец, к одной из целей нашего похода – церкви Юзюмлю («виноградной»), сохранившей красивые фрески VIII века (т.е. периода иконоборчества), а также росписи более позднего периода. Здесь нас ждала другая трудность – церковь оказалась закрыта решеткой, а в соседнем кафе, где, видимо, хранится ключ, не было ни души. Решетка, впрочем, прилегала к входу неплотно - так что, отодвинув пару камней, мы смогли проползти под ней внутрь храма. И очень хорошо – росписи церкви Юзюмлю показались мне одними из самых интересных за всю поездку – удивительный симбиоз разных стилей и эпох.

Вид на долины Каппадокии и крепость Учхисар вдалеке.

Спуск в долину Мескендир.

Вид на долину Мескендир сверху.

Долины вокруг Гёреме.

Церковь Мескендир XI в. Внутрь залезть без спецснаряжения, наверное, невозможно :) Снизу видно, что на потолке нарисован крест. Возможно, внутри еще есть росписи.

Туннель долины Мескендир.

Салы долины Мескендир.

Красная долина - вид сверху.

Винодельня у цекви Юзюмлю.

Интерьер винодельни.

Церковь Юзюмлю закрыта решеткой, но под ней вполне можно пролезть внутрь.

Интерьер церкви весьма интересен.

Свод расписан в VIII в...

...изображения святых - более поздние.

И еще святые.

Еще святые поближе. К сожалению, в первую очередь, у фресок пострадали лица - возможно, это мусульмане впоследствии постарались.

В апсиде - Богородица и архангелы.

Еще орнамент со свода церкви.

Вид на Красную долину со смотровой площадки.

Turkish English :) со смотровой площадки.

Красная долина. Росписи церкви Юзюмлю (VIII в) - прекрасный орнамент времен иконоборчества.

Из Красной долины есть проход в соседнюю Розовую долину. Но мы о нем не знали, потому сначала выбрались из ущелья наверх на смотровую площадку, а потом спустились вниз. В Розовой долине церквей значительно больше, но мы обнаружили указатели на три из них. Первая – с хорошо сохранившимися росписями X в – церковь Хачлы (Креста), названная так из-за высеченного на ее потолке большого креста.

Вид на Розовую долину.

Влалеке уже видна церковь Хачлы.

Церковь Хачлы (X в) находится выше по склону - сюда нужно подниматься по лестнице.

На потолке церкви высечен большой крест ("хач" по-турецки, отсюда название церкви). Росписи алтарной арки.

Росписи апсиды церкви Хачлы.

Росписи апсиды поближе.

Святые поближе.

Христос и евангелисты поближе.

Символы евангелистов.

Розовая долина. Церковь Хачлы. Фрески XI в - символ евангелиста Матфея.

Вторая – церковь Иоакима и Анны (VII в), сохранившая какие-то росписи. Вот их пришлось разглядывать из-за решетки, которая была закрыта наглухо – что увидели, то и наше. Рядом с храмом сохранилось несколько помещений бывшего монастыря.
Самая большая церковь долины – Дырекли (или Колонлы (с колоннами)) XI в. Сюда попасть проще всего (она расположена довольно низко). Росписей внутри нет, зато сохранилось множество монументальных высеченных в скале колонн – и то тоже производит сильное впечатление. Вокруг церкви видно несколько голубятен.

Розовая долина. Церковь Иоакима и Анны (VIII в).

Здесь сохранились росписи иконоборческого времени - VIII в.

Кое-где остались надписи на греческом языке.

Монастырские помещения рядом с церковью.

Рядом с церковью Иоакима и Анны есть еще одна скальная церковь.

Вот она поближе.

Рядом остатки какого-то монастыря, расположенные довольно высоко. Похоже, где-то здесь находится церковь Трех крестов, но мы к ней не поднимались - тропа, если она есть, совсем неочевидная.

Только сфотографировали интерьер со скромными геометрическими росписями на зуме. Говорят, здесь есть и более существенные росписи.

Еще какая-то скальная церковь и ее скромный декор.

Церковь Дыреклы (XI в). В ней много голубятен.

Голубятни здесь красивые расписные.

Внутри церковь очень большая, в ней множество колонн.

Еще одна голубятня.

Еще какой-то скальный комплекс в Розовой долине. Красиво оформлен фасад - возможно, это еще одна церковь.

Иногда встречаешь в долинах конные туры и одиноких всадников - здесь много конюшен.

Надо отметить, что скальных церквей в долинах значительно больше – часть из них нам удалось опознать (хотя фресок они не сохранили), часть расположены высоко и неудобно (потому, не имея достоверной информации о сохранности интерьеров, лезть мы к ним не стали), некоторые мы просто не заметили, так как указатели и нормальные тропы к ним отсутствовали. Вообще, нормальной карты долин Каппадокии с обозначениями всех более-менее значимых церквей, как ни странно, в природе не существует. Но даже имея на руках карту, найти среди бесчисленных дырок в скалах церковь без указателей на месте очень сложно. Хорошо, что указатели хотя бы на самые интересные объекты существуют.