Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Пермь – культурный город, ч.2 (Пермская художественная галерея - лучший музей края)

Деревянная религиозная скульптура выставлена на третьем этаже Спасо-Преображенского собора (1798-1820 гг) – основного здания Пермской художественной галереи. Ранее это был главный храм Никольского Пыскорского монастыря, перенесенного сюда из Лысьвы (а туда – из Пыскора). Здесь сохранился замечательный резной иконостас, размещавшийся еще в старом Никольском соборе в Пыскоре, и перевезенный сюда в разобранном виде.
Сама коллекция скульптуры не слишком велика, но содержит предметы отборные и по-своему почти все уникальные. Как известно, религиозная скульптура для православных храмов не слишком характерна, был даже полуофициальный запрет на нее. Но в провинциях, особенно с недавно обращенным в православие нерусским населением, привыкшим молиться своим деревянным идолам, часто делались послабления на этот счет – считалось, что так неофитам легче свыкнуться с новой религией. Потому у пермских святых и богов часто неславянские лица – с тюркскими или финно-угорскими чертами. Да и мастерство исполнения не всегда на высоте. Но в искренности чувства и эмоциональности им не откажешь.


Николай Можайский (XVIII в, Очерский р-н).


Николай Чудотворец из Чердыни (XVIII в). Рядом еще один Николай Можайский (с. Покча, XVII в).


И снова св. Никлай (Красновишерский р-н, XVIII в). Святые Параскева Пятница, Екатерина и Варвара (XVII в, Ныроб).


Царские врата XVII в из с Пыскор. И их фрагмент -евангелист Матфей.


Уникальный сюжет - собор архангелов (XVIII в, с Гудбор Красновишерского р-на).


Никон Кирьянов. Херувим (XIX в, Карагайский р-н).


Распятие (XVII в, г. Соликамск). Ангел со свитком (XVIII в, с. Бондюг Чердынского р-на).


Поклонный крест (XVII в, с. Вильгорт Чердынский р-н). Ангел трубящий (XIX в, Соликамский р-н).


Распятие XVIII в из г. Усолье. У святых совершенно удивительные лица - совсем не славянские.


Распятие с предстоящими (XVIII в, Горнозаводской р-н).


Богоматерь и Иоанн Богослов (XVIII в, с Нижнечусовские городки). Господь Саваоф (XVIII в, Чусовской р-н).


Замечательно исполненное Снятие с креста (XIX в, Чердынский р-н). Распятие с предстоящими (XIX в, Соликамский р-н).


Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Сотник Лонгин (XVIII в, г. Соликамск).


Царские врата (XVIII в, г. Пермь). Евангелисты.


Апостолы Петр и Павел (XVIII в, г. Пермь).


Дмитрий Демин. Господь Саваоф и ангелы (XVIII в, г. Лысьва).


Этот мастер работал в классической манере - его персонажи похожи на древнегреческих богов.


Христос в темнице (XVIII в, г. Пермь и Соликамский р-н) - очень популярный сюжет для деревянной скульптуры.


Распятие с предстоящими (XVIII в, Пермский р-н). Здесь скульптору удивительным образом удалось передать скорбь.


Ангелы с орудиями страстей (XIX в, с. Габово)


Это яркий пример наивного крестьянского искусства.

 
Епископская кафедра (XVIII в) с изображениями святителей и евангелистов.



И еще евангелисты с епископской кафедры.


Иконостас сер. XVIII в, перенесенный из Пыскорского Никольского монастыря в Спасо-Преображенский собор Перми.


Сень-"темница" из с. Пашия (XVIII-XIX вв).


Это уникальный экспонат коллекции - полностью сохранившаяся сень ("темница") Христос в темнице (с. Пашия, Горнозаводской р-на, XVIII в).

Спустившись на один этаж, неожиданно оказались на выставке, посвященной году Японии в России (оказывается, такой сейчас идет). Экспонаты для нее привезены были вовсе даже не из Японии, а, как ни странно, из Омска – там в художественном музее хранится коллекция работ японского художника II пол. XIX в Бёдзана Хирасавы, поступившая сюда из коллекции петербургского академика Е.Лавриненко. По одной из версий, коллекция собрана была некогда русским посланником в Японии - рисунки Хирасавы пользовались большим успехом именно у иностранных туристов, потому и разлетелись они по миру, в Японии их почти не осталось. Работы эти посвящены эпизодам из жизни народа айнов, среди которых художник прожил 25 лет. Мы ознакомились с эими работами с превеликим интересом – ничего  подобного мы ранее никогда не видели.


Бёдзан Хирасава. Из серии "Жизнь и обычаи айнов". Вытаскивание из норы убитого медведя. Айн справа держит медвежонка, которого 3 года будут выкармливать, чтобы потом торжественно принести в жертву.


Ритуальная встреча с князем.


Ловля рыбы с зажженным факелом и мареком.


Сцена из ритуала проводов медведя.


Омуся - ритуал встречи с князем.


Прививка от оспы. Айны, действительно, сильно страдали от чумы, и японцы проводили среи них вакцинацию.

Первый этаж галереи посвящен классической живописи. В пермской галерее собрана хорошая коллекция живописи русских художников – от Боровиковского до Гончаровой и Борисова-Мусатова. Есть небольшой зал работ европейских мастеров. Эту часть экспозиции я фотографировала меньше всег - картины фотографировать сложно и не всегда нужно.
В отдельном зале представлены иконы – как северных писем, так и классические московские, в основном, строгановской школы.


Круг Я. Тинторетто. Мадонная со святыми (XVI в).


К. Маковский. Женская головка.                                     В.Верещагин.Река Чусовая. Камень Мултык.


Луи Каравакк. Портрет Петра I (нач. XVIII в). К. Брюллов. Голова апостола (1843-1847 гг).


Благовещение (московская школа, II пол. XV в). Пророк Илия в пустыне (северные письма, XVI в)


Богоматерь Боголюбская (московская школа, нач. XVII в). Рождество Иоанна Предтечи (1610-1616 гг, мастер Оружейной палаты).


Никита-воин (Никита Истомин, 1613 г, выполнена по заказу Н.Строганова). Царевич Дмитрий Московский (сер. XVII в, заказ Д. Строганова).


Рождество Христово (кон. XVII в) - это то, что соответствует моим представлениям о строгановской школе периода ее расцвета. Хотя, по факту, это понятие значительно шире.


Св. Нифонт с житием (кон. XVII - нач. XVIII вв) - также пример строгановской иконописи.


Фрагмент деяний св. Нифонта.


Апостолы Петр и Павел (XVIII в) - покровители рыбаков (изображены на фоне моря с кораблями). Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах (1580-е гг. Истома Савин).


Фрагмент росписи XIX в из Спасо-Преображенского собора. Сам собор сейчас весь в лесах - вот в перспективе Комсомольского проспекта видна его колокольня (1798-1820 гг).

Здесь мы уже бежали вприпрыжку, поскольку до закрытия музея осмотреть все спокойно не успевали. Хорошо, что осмотру музея додумались посвятить вечер дождливого и холодного четверга, когда главные пермские музеи по доброй столичной традиции работают до 21.00, - это позволило нам освободить время  в последний день поездки, который как раз выдался теплым и солнечным, – и мы с удовольствием посвятили его прогулке по Перми. О ней и будет мой следующий рассказ – последний в этом цикле.
Tags: Пермский край, Пермь, Россия, Урал, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Пермский край” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments