Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Пермский край: Ныробский тракт (Покча-Вильгорт-Камгорт-Искор-Ныроб)

На север от Чердыни идет дорога в сторону поселка Ныроб, куда мы отправились на следующий день. Первую остановку сделали в селе Покча (ударение неожиданно на последний слог), что всего в 6 км от Чердыни. Есть версия, что именно сюда в 1472 г была перенесена резиденция Чердынского князя. От резиденции, понятное дело, не осталось ничего. Но Покча интересна и без этого. Здесь сохранилась масса купеческих особняков и общественных зданий XIX – ХХ вв, в том числе, и здание иконописной мастерской А.Федосеева. По инициативе ее руководства местная Благовещенская церковь (1785 г) была перестроена в псевдорусском стиле, который мы не очень любим. Зато деревянные дома Покчи не знают себе равных в крае – столь чудесной работы по дереву и нарядных ворот мы нигде более в этой поездке не встречали.


Покча. Ворота кон. XIX в.


Вот сам дом кон. XIX в целиком.


Еще один деревянный дом с красивым рустом.


Улица Мира в Покче.


Быв. купеческая лавка и ворота.


Благовещенская церковь (1785 г) была зачем-то перестроена в кон. XIX вв по проекту руководителя местной иконописной мастерской А. Федосеева. Вид у нее невзрачный, но в 1920-е гг здесь было найдено несколько деревянных скульптур, переданных потом в Пермскую художественную галерею.


Еще один деревянный дом.


Таких наличников нет, наверное, больше нигде в Пермском крае.


Еще одни прекрасные ворота кон. XIX в.


Торговая лавка XIX в.


Усадьба Сокотовой (нач. ХХ в).


Почти к каждой усадьбе было пристроено торговое помещение.


И красивые кирпичные резные ворота.


Усадьба А.В. Федосеева (кон. XIX - нач. ХХ в).


Усадьба Федосеева: иконописная мастерская (кон. XIX  - нач. ХХ вв).


Усадьба купчихи Щипуновой (кон. XIX в). В ней, говорят, сохранились изразцовые печи. Я спросила у одного из жителей, он ответил, что их уже нет. Не знаю, правда или это или просто попытка отвязаться.


Здание быв. богадельни (нач. ХХ в). Сейчас здесь также находится дом престарелых.


Покча также стоит на берегу реки Колва.


Богородице-Казанская часовня была возведена на окране Покчи в 1913 г.


Рядом с Чердынью (7-8 км по хорошему грейдеру в стороне от трассы) находится село Салтаново, где стоит руина церкви Параскевы Пятницы (1838 г). Она, кстати, тоже снабжена информационным щитом.


Рядом красивое озеро со святым источником.

Потом сделали еще несколько коротких остановок в селах на дороге: Вильгорт (церковь Троицы Живоначальной (1779 г), но традиционно вид испорчен колокольней и трапезной 1902 г плюс несколько старых особняков и общественных зданий), Камгорт (не слишком впечатляющая кирпичная Введенская церковь 1915 г постройки, Искор (та же история, что и Вильгорте – изначально интересная церковь Рождества Христова (1793-1803 гг) в стиле уральского барокко заслонена несоразмерной трапезной нач. ХХ в). От Искора можно еще добраться до древнего Искорского городища (вроде даже дорогу туда проложили неплохую), но мы не стали ввиду не слишком хорошей погоды.


Вьезжаем в Вильгорт. Волостное правление (1906 г).


Особняк и лавка купца Тимохова (кон. XIX - нач. ХХ вв).


Лавка поближе.


Церковь Троицы Живоначальной (1779 г, колокольня и трапезная 1902 г).


У церкви местами сохранился прекрасный кирпичный барочный декор.


Училище народное (1914 г).


На окраине поселка стоит покосившаяся часовня - по виду, XIX века где-то.


Камгорт известен как место ссылки (опять же) Клима Ворошилова. Здесь он даже венчался, но не в этой Введенской церкви (она 1914 года постройки), а в ее предшественнице.


Искор. Церковь Рождества Христова (1793-1803 гг).


Ее тоже в нач. ХХ в окружили неорусской трапезной, что не пошло памятнику на пользу.


Искор. Особняк Пешехонова (нач. ХХ в).

Зато поселок Ныроб – самую северную точку нашей поездки – осмотрели подробно. Самое впечатляющее здесь – Никольская церковь 1704 г постройки – высокий стройный пятиглавый храм, богато украшенный барочными орнаментами. Когда мы приехали, он был закрыт, но на двери висела табличка с телефоном. Мы позвонили – и через несколько минут из соседнего дома вышел, тяжело опираясь на палку, пожилой священник (как мы потом узнали, это был отец Варсонофий). Приходилось читать, что нрава он сурового (наверное, и паства здесь соответствующая), но на нас прикрикнул лишь раз, когда мы войдя не прикрыли за собой дверь. Потом устало опустился на лавку и не мешал осматривать нам церковь.
Внутри интересного не так много – купол с рельефно выложенными крестами, не слишком внятные остатки росписей нач. XVIII в и то, ради чего мы все-таки решились побеспокоить сурового священника, – неплохо просматриваемое на одной из стен изображение св. Христофора-псоглавца. Сей редкий и не слишком канонический образ, видимо, появился здесь потому, что святой Христофор считался покровителем охотников – а для жителей Ныроба издавна охота была одним из основных занятий.
Рядом стоит обезглавленная Богоявленская церковь, возведенная в 1736 г на месте первого погребения Михаила Романова (после воцарения Романовых его останки были перезахоронены в Новоспасском монастыре в Москве). До революции здесь сохранялась гробница, которую можно видеть на фотографии Прокудина-Горского, добравшегося даже сюда! Сейчас церковь заперта и не действует, по словам, музейного экскурсовода, внутри там ничего нет.

В двух шагах от церкви находится музейный центр Ныроба, посвященный памяти Михаила Никитича Романова, сосланного сюда на край света в кон. XVI в Борисом Годуновым (Романовы как раз приобрели большое влияние в этот период, что не могло не вызвать обеспокоенности не слишком легитимного царя). Узника держали в яме (в которую и сейчас можно спуститься – зрелище не для слабонервных: она была настолько низкой, что там даже согнувшись человек с трудом помещался). К тому же на узнике были 30-килограмовые кандалы, которые также сейчас показывают в музейном центре. Неудивительно, что через год такой жизни Михаил Романов скончался (вернее, удивительно, как он вообще целый год протянул – могучий, видать, был человек). Жители Ныроба, которые во время заточения тайком носили узнику еду и прочие нужные вещи, были вознаграждены за это после прихода к власти племянника покойного - Михаила Федоровича Романова: их на 100 лет освободили от всех налогов.
Над ямой Романова нынче стоит часовня – новодельная, так как даже сама яма была засыпана в советское время. Сохранилась лишь кованая ограда нач. ХХ в.
Однако, впечатляет Ныроб не только прошлым, но и настоящим. В поселке проживает около 4,5 тыс. человек, а население его зон – более 2 тысяч! Длинные заборы с колючей проволокой видны сразу при въезде в поселок – и вид их также отнюдь не настраивает на лирический лад.
Сурова тут и природа – как нарочно, именно в этот день погода начала портиться, набежали облака, и день получился несколько мрачным. Лес здесь ниже, чем в районе Соликамска, а осень зашла значительно дальше. Дорога в Ныроб идет через огромное Вильгортское болото, а в сосновом лесу земля обильно покрыта ягелем. Мы даже останавливались специально, чтобы его посмотреть, - нигде ранее ягель мне видеть не приходилось.


Ныроб. Великолепная Никольская церковь (1704 г).


Никольская церковь с другого ракурса.


Никольская церковь с апсиды и великолепный декор ее стен.


Вот в этой обезглавленной Богоявленской церкви (1736 г) была первая гробница ныробского узника Михаила Никитича Романова. Рядом - новодельная звонница, неуловимо напоминающая тюремную вышку.


В этом храме когда-то находилась усыпальница (символическая) Михаила Романова.


Самое интересное внутри Никольской церкви - фреска нач. XVIII в св. Христофора - псоглавца.


Купол Никольской церкви изнутри с фигурными крестами.


Бывшая богадельня (1913 г). Сейчас здесь находится Центр памяти Михаила Никитича Романова.


Устрашающие 30-килограмовые кандалы ныробского узника М.Романова сохранились и сейчас находятся в этом музее. Остались нашейная цепь и ножные кандалы, ручные утеряны.


Новодельная часовня над ямой Михаила Романова. Яма, кстати, в советское время была засыпана. Но в наше время ее вновь откопали и сейчас показывают туристам.


Ограда, в отличие от часовни, сохранилась с 1913-1915 гг). Изразцы, наверное, здесь поновили, а вот кованые ворота старые.


Такие тааблички некогда были на воротах ограды часовни. Сильно поврежденные, сейчас они хранятся в Центре памяти М.Романова.


Рядом поставили какую-то деревянную ладью - не знаю, что она означает.


Спускаемся в мрачную яму Михаила Романова.


Вот в этой яме, где нельзя было встать в полный рост, а только лежать или сидеть (купол возведен уже в наши дни, граница настоящей высоты ямы видна хорошо), и содержался несчастный ныробский узник. Еду ему подавали через окошко сверху. Человек был, похоже, могучего здоровья - продержался в таких условиях целый год!


Сейчас в яму можно спуститься по ступенькам. А это портрет Михаила Романова.


А такой невеселый пейзаж встречает всех въезжающих в Ныроб - современные зоны.


Леса вокруг Ныроба по виду северные.


Тайга местами поросла ягелем.


Ягель поближе. Мне было интересно - я ягель там впервые в жизни увидела.
Tags: Перм. Чердынский район, Пермский край, Россия, Урал, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Пермский край” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments