Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Пермский край: Чердынь – сердце Перми Великой (ч.1: музеи и Иоанно-Богословский монастырь)

Чердынь – древнейший русский город на Урале, откуда экспансия русских продолжилась на южный Урал и чуть позже "за Камень" - в Сибирь. Впервые упоминается в 1451 году, когда здесь был посажен Василием Темным на правление верейский князь Михаил Ермолаевич. Однако, это не помешало московскому царю Ивану III (под предлогом сотрудничества пермского князя с казанскими татарами) осуществить сюда в 1472 г еще один поход, который и положил конец присоединению Перми Великой к Московскому княжеству. Князь Михаил, как ни странно, после этого сохранил престол, но утратил независимость. В 1505 г княжество было ликвидировано, и сюда назначили воеводу.
Утратила свой столичный статус Чердынь в сер. XVII в, когда из Сликамска был проложен более короткий путь в Сибирь – Бабиновская дорога. С тех пор город превращается в глухую провинцию, где, тем не менее, на обменной торговле вполне себе процветало купечество. До сих пор улицы города украшают богатые каменные купеческие особняки Юргановых, Алиных Больших и Малых, Гусевых, Сысоевых, Черных, Протопопова и т.д. Им же посвящены экспозиции местного краеведческого музея, славного богатой коллекциями изделий пермского звериного стиля, отдельными образцами деревянной скульптуры и т.д. К сожалению, немногое из этого сейчас доступно здесь для осмотра – основное здание музея закрыто на ремонт, а самые интересные экспонаты выставлены в Выставочном зале, занимающем почти все здание бывшей женской гимназии (1880-е гг, перестроена в 1906-1909 гг).
Есть в Чердыни также Музей истории веры, расположенный в здании Успенской церкви (1784 г) с 1940 г, но он нас не слишком впечатлил, мы почему-то ожидали большего.


Успенская церковь  (1784 г, сейчас Музей истории веры), за ней Воскресенский собор (1750-1754 гг) и новодельная часовня Убиенных ратников.


Это типичное уральское барокко.


Интерьер музея. Если честно, я большего ожидала от местного музея религиозного искусства.


К тому же самые интересные экспонаты в алтаре - резные деревянные Распятия - зачем-то занавесили полупрозрачной органзой. Пришлось за нее заглядывать, чтобы посмотреть и сфотографировать.


Господь Саваоф (XIX в).


Христос в темнице - распространенный сюжет. У местных скульптур часто интересные лица - с татарскими и финно-угорскими чертами. Икона Сошествие во ад (XIX в).


На втором этаже смонтирован целый иконостас с покчанскими иконами (кон. XIX - нач. ХХ вв), написанными в иконописных мастерских поселка Покча.


В музее интересные образцы плащаниц с кожанными и деревянными накладными фигурами и частями фигур (XIX в).


В притворе церкви росписи нач. ХХ в.


Чердынский краеведческий музей расположен в доме купцов Юргановых (II пол. XIX в). Второй этаж сейчас закрыт на ремонт.


Здание женской гимназии (1880-е гг, перестроена в 1906-1909 гг). Здесь находится выставочный зал музея, но сейчас в нем выставлены основные экспонаты из постоянной экспозиции.


Интерьер купеческой гостинной XIX в воссоздан в зале музея.

Здесь есть экспонаты из коллекции купцов Алиных:

Воинские доспехи X-XV вв. Есть здесь и каменные иконы XIX в - Воскресение.


В Китае купцы Алины собрали коллекцию вышивки ... человеческими волосами (!)


Украшения костюма (Х-ХIII вв, Волжская Булгария).


Блюдо "Орел несет женщину" (Иран, нач. VII в). Такие серебрянные блюда из Ирана были очень распространены в Перми - после установления ислама в Иране его активно продавали, а пермяки охотно покупали, т.к. использовали их с своих ритуалах.


Но лучшие образцы отсюда увезли в Эрмитаж. Например, это блюдо "Шахиншах Пироз на охоте" (VII в) в Чердыни пребывает только в виде гальванокопии.


Таких блях пермского звериного стиля именно в Чердынском районе найдено очень много - изображения крылатой богини, стоящей на пауках, в окружении живых существ (VII-VIII вв).


И еще бляха звериного стиля.


Подвески звериного стиля.


Идол с 4 головами (I-III вв). Богиня в окружении лосиных голов (VII-VIII вв).


Бляхи с человеческими фигурами и личинами (VIII-IX, XI-XII вв).


Святой Николай (ХIX в) и ангел (XVIII в).


Иконы 85 Убиенные ратников и св. Христофор со святыми (XVIII в).


Выставка сельхозтехники 1930-х гг у музея. Трактор 1931 г.


Сеялка.


В одном из залов музея воссоздан гимназический класс XIX в.


Даже экспозиция, посвященная войне, имеет некоторый местный колорит - вот агитационный плакат 1940-х гг.


Деревянной скульптуры в Чердыни мало - почти всю увезли в Пермь. Но здесь есть вот такое чудесное Положение во гроб (XVIII в).

Самый интересный храм города – церковь Иоанна Богослова (1718 г), центр одноименного монастыря. Сюда несложно попасть вовнутрь, чтобы осмотреть резной иконостас XVIII в с иконами строгановского письма, а также икону в память об убиенных ратниках - с изображением погибших в бою с татарами в XVI в 85 местных жителей. В Чердыни всегда помнили об этом событии – здесь была одноименная часовня (сейчас восстановлена), ежегодно совершались соответствующие обряды поминовения и крестные ходы. Также на монастырской территории интересно посмотреть некрополи купеческих семей Юргановых и Гусевых.


Церковь Иоанна Богослова (1718 г) - центр одноименного монастыря.


Она же с другого ракурса.


Сначала зашли в нижний храм. Здесь сохранился небольшой иконостас, по виду, XIX в.


Царские врата с иконмаи строгановского письма. Изображения евангелистов поближе.


Христос-пантократор с предстоящими.


Иконы иконостаса.


Богородица и Иисус из иконостаса.


Здесь же находится икона Смеона Верхотурского с житием.


Интересна икона Введения Богородицы во храм (по виду, XVIII в) и Распятие XIX в.


Иконостас верхнего храма с иконами стргановского письма (XVIII в). Распятие с предстоящими, венчающее его.


Сложной резьбы красивые Царские врата.  Двери верхнего храма также сохранились с XIX в.


Иконы праздничного ряда.


Есть здесь икона 85 Убиенных ратников и икона-календарь по типу четьи-минеи (XVIII в?).


Монастырски дом (1913 г).


Могилы купцов Юргановых (XIX в) на территории Иоанно-Богословского монастыря.


Надгробные доски.


Иконы из иконостаса верхней церкви Иоанно-Богословского храма (XVIII в) - пример строгановской школы иконописи.
Tags: Перм. Чердынский район, Пермский край, Россия, Урал, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Пермский край” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments