Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Пермский край: Соликамск (прогулка по городу, окраины и село Городище)

После посещения музеев, воспользовавшись хорошей погодой, пошли гулять по городу. Помимо Соборной площади интересны в Соликамске также два монастыря: мужской Вознесенский Троицкий и женский Спасо-Преображенский, а также церковь Жен-Мироносиц (1780 г). Рядом с Вознесенским монастырем находится комплекс из двух церквей: летней Спаса Нерукотворного образа (1689 г) и зимней Михаила Архангела (1725 г).

Неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Усолки можно посмотреть до сих пор фонтанирующую деревянную Людмилинскую соляную скважину, красиво оформленную и окруженную скамейками для отдыха.


Комплекс церквей: летняя - Спаса Нерукотворного образа (1689 г) и зимняя - Михаила Архангела (1725 г).


апсида Спасской церкви


и портал храма


В верхнем храме сохранились росписи нач. ХХ в.


Зимняя церковь Михаила Архангела (1725 г).


Вид с колокольни на Вознесенский Троицкий монастырь и церковь Иоанна Предтечи вдалеке.


Взнесенский Троицкий монастырь: церкви Михаила Малеина (1731-1734 гг) и церкви Вознесения Господня (1698-1704 гг). Последняя со стороны апсиды.


Спасо-Преображенский монастырь - церкви Введения Богородицы во храм (1702 г) и Спаса Преображения (1683-1692 гг).


Церковь Спаса Преображения (1683-1692 гг) и ее колокольня с контрфорсами.


Широкие апсиды церкви - вид с сохранившейся лестницы XIX в.


Зимняя Введенская церковь (1702 г).


Церковь Жен-Мироносиц (1780 г) долгое время была закрыта и сейчас возрождена.


Декор стен церкви - типично барочный.


Людмилинская соляная скважина сохранилась с XVIII в. Она до сих пор фонтанирует, так как не использовалась по назначению - рассол здесь горьковатый.

Не сказать, чтобы в Соликамске существовала цельная историческая застройка, но отдельных образцов старых зданий здесь немало: женское училище (1900 г), винные склады (1901 г), многочисленные купеческие особняки, здание общественного банка Черкасова и Городской управы (1786 г) и т.д. Попадаются также образцы конструктивизма 1930-х гг.



Дом солепромышленника Дубровина (нач. XIX в).


Здание Духовного училища (нач. ХХ в).


Женская гимназия (1900 г).


Казенный винный склад (1901 г).


Кованые детали крыльца.


Здание Городской управы и общественный банк Черкасова (1786 г).


От усадьбы Турчаниновых (1760-е гг) остался только вот этот флигель.


Особняк солепромышленников Рязанцевых (II пол. XIX в).


Здание приюта для девочек (кон. XIX в).


Соликамск. Здание банка 1930-х годов - один из лучших образцов конструктивизма в городе.

В бывшем селе Красное (сейчас микрорайон Соликамска) сохранилась еще одна чудесная церковь – Рождества Иоанна Предтечи (1715 г - нижний храм, 1772 г - верхний храм). Это типичное уральское барокко – стройный высокий храм-корабль, богато декорированный лепниной снаружи. Неподалеку некогда располагался ботанический сад Демидовых, но от него ничего не осталось. Новый ботанический сад заложен в другом районе города. Говорят, место любопытное, но мы туда не добрались.

Еще одно интересное место Соликамска также находится на окраине в 6 км от центра – в некогда отдельном городе Боровске. Это музеефицированный бывший соляной завод Рязанцевых, действовавший с 1882 по 1970-е годы. Здесь мы побывали дважды, во второй раз удалось попасть на экскурсию. В экспозиции довольно наглядно можно представить весь процесс добычи соли – от подъема рассола из скважины в рассолоподъемной башне, подачи его в соляную варницу, где на огромных сковородах – цернах – выпаривалась жидкость, до соляного амбара, где соль хранилась насыпью до погрузки ее на баржи. По такой технологии соль добывали здесь до 197… года! Впрочем, хотя бы самые тяжелые работы типа переноски соли в мешках к тому моменту, конечно, уже были автоматизированы.


Бывшее село Красное. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1715 г - нижний храм, 1772 г - верхний храм).


Это типичный пример уральского барокко - стены богато украшены резьбой.


Отсюда открывается прекрасный вид на долину реки Усолка.


Боровск. Музей соли (1882 г). Контора Рязанцевых.


Контора с другого фасада.


Завод, конечно, стоял на берегу реки (это приток Камы река Боровая). По ней соль и транспортировали


Рассолоподъемная башня и ее подъемный механизм. Ведро с подъемным дном с силой роняли вниз, дно поднималось, рассол заливался в ведро, под его весом дно закрывалось - и его поднимали вверх.


Соляной ларь, где отстаивался соляной раствор.


В таких открытых печах соль выпаривали еще фино-угорские народы до прихода русских.


Ну а это соляная варница, где проходила выпарка соли. Слева - печь, которую растапливали под сковородой-церной.


Внизу гигантская сковорода - церна, на которой выпаривался раствор. Потом соль кидали на деревянные полати сверху, где она досушивалась. Здесь же ее грузили в мешки и несли в амбары. Соленос - тяжелейшая работа, от нее, как известно, пошла поговорка "Пермяк - соленые уши": люди потели, соль просачивалась и попадала на кожу, ушам при этом доставалось больше всего, они часто краснели и распухали.


В таких соляных амбарах соль хранилась насыпью. Отсюда ее грузили на баржи для транспортировки.


А вот кристаллы калийной соли.


Вот такие гигантские отвалы встречают всех, въезжающих в Соликамск со стороны Перми. Это отработанная породп калийных рудников.


До сих пор на улице Фрунзе в Боровске сохранились дома 1930-х годов, выстроенные по проекту немецкого архитектора Тольцинера. Эту часть города когда-то называли "маленьким Берлином".

В силу того, что следующий наш день в Соликамске приходился на понедельник, мы спешили посмотреть музеи (о которых речь шла в прошлой части) в день приезда. Тем не менее, все равно сначала заехали в пригородное село Городище, где на высоком холме стоит хорошо довольно бережно отреставрированная красивая барочная Знаменская церковь (1750-1757 гг). Она никогда не закрывалась, и потому сохранила интерьер – иконостас II пол. XVIII в с иконами и деревянными фигурами. Воскресенье давало надежду застать церковь открытой – и действительно, когда мы сюда подъехали, две женщины как раз закрывали дверь храма. Я попросила открыть нам церковь, они сначала не очень горели желанием это делать, потом спросили разрешения у ожидавшего их молодого священника, который оказался более благосклонен к туристам издалека и дал разрешение. Благодаря этому доброму человеку мы смогли увидеть чудесный резной иконостас, росписи нач. ХХ в и деревянные фигуры ангелов, а также Распятие с предстоящими, которое обычно венчает любой барочный иконостас. Ну а если вдруг окажетесь в этих местах, то имейте в виду, что наибольшая вероятность застать Знаменскую церковь открытой в выходные в первой половине дня.


Городище. Подъезжаем к Знаменской церкви (1750-1757 гг).


Знаменская церковь очень хороша снаружи - хороший пример уральского барокко с очень удачными пропорциями.


Фрагмент иконостаса Знаменской церкви. Ангел, поднимающий полог над царскими вратами.


Росписи купола церкви.


Гордище. Интерьер Знаменской церкви (1750-1757 гг). Храм не закрывался, потому уцелел иконостас II пол. XVIII в и венчающее его Распятие с предстоящими.
Tags: Перм. Соликамский район, Пермский край, Россия, Урал, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Пермский край” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments