Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

ООСП-2. Карельская Карелия - Сямозеро: часовни западного берега

Весь следующий день на Сямозере был посвящен поездке вдоль восточного берега в поисках сохранившихся старых часовен. Сразу скажу, что часовни восточного берега понравились мне менее всего – обычно это скромные клетские постройки, слишком большие, чтобы их можно было назвать романтичными, и недостаточно сложные, чтобы высоко оценить их архитектуру, увенчанные главками и/или незамысловатыми звонницами. Причина, видимо, в том, что многие из этих часовен утратили какие-то элементы структуры или декор в последние 100 лет. К тому же, здесь самые проблемные в округе дороги – многие селения необитаемы или малообитаемы. Но оказавшиеся у нас на пути живописные деревни и чудесная природа озерных берегов, изрезанных лахтами и ламбами, не позволили нам пожалеть о потраченном времени.

Первую остановку сделали у часовни Николая Чудотворца (II пол. ХVIII в), что в деревне Кишкойла. Здесь нам снова пришлось идти через чей-то участок – такое вот странное в Карелии землепользование. Справедливости ради, за все эти хождения по чье-то частной собственности нам ни разу не сделали замечание – так что, возможно, никакой проблемы с этим нет.
Далее на нашем пути оказалась Сяргилахта – одна из красивейших деревень, которые мне доводилось видеть. Здесь всегда жили охотники и рыбаки. Вдоль берега лахты Сясмозера стоят большие традиционные карельские дома, перед ними мостки, лодки, а фронтоны украшены замечательными балкончиками. Какие-то из домов перестроены, покрашены, обшиты досками, но есть пара совершенно музейных изб. Двухчастная часовня Спаса Нерукотворного (сер. XVIII в) некогда (до утраты колокольни) выглядела интересней – сейчас основание колокольни выглядит несколько странно и сбивает с толку.

Здесь мы покинули пределы Пряжинского района и въехали в Суоярвский. Следующим пунктом программы стала Павшойла, стоящая на берегу Павшозера, куда мудрено доехать даже на проходимой машине. Мы шли сюда около пары километров по лесной тропе, поросшей кустами лесной малины (потому шли небыстро :) ) Часовня Вознесения Господня (сер. XIX в) клетского типа утратила колокольню, потому, если бы не крест, выглядела бы как обычный дом. Значительно интересней сама деревня, где сохранился прекрасный дом с резным и расписным балкончиком. К сожалению, доживает он, видимо, последние годы – озадок (хозяйственная пристройка) уже рухнул, хотя чудесный фасад еще держится.
Далее наш путь лежал в деревню Инжунаволок, вокруг которой построено несколько турбаз, так как здесь Сямозеро также имеет очень хороший песчаный берег. У одной из баз и стоит часовня Николая Чудотворца (сер. XIX в). Вид она имеет слегка странный - слишком уж суровый, как-будто это какая-то маленькая крепость или наблюдательная вышка. Возможно, это результат реставрации 2009 года.


Сяргилахта - красивейшая деревня на Сямозере.


Кишкойла. Часовня Николая Чудотворца (II пол. ХVIII в). Внутрь не попали, удалось только снять вот этот интересный портал и его запор.






А это дом музейного уровня.


У дома потрясающий фасад.


Ну и балкончик у дома классный.


Сяргилахта. Часовня Спаса Нерукотворного (сер. XVIII в)


Она же - вид сзади. Скромное "полотенце" на крыше.


Павшойла, куда мы долго шли по лесу ввиду отсутствия дороги.


У дома отличный расписной и резной балкончик.


Деревня стоит на берегу небольшого, но живописного Павшозера.


Часовня Вознесения Господня (сер. XIX в) в Павшойле


Инжунаволок. Часовня Николая Чудотворца (сер. XIX в). Каменное основание у деревянных соорудений - типично карельский прием.

В этой точке мы отвернули от Сямозера и двинулись вглубь карельских лесов. Здесь среди бесчисленных ламб сохранилось две старинные часовни. Первая – часовня Василия Великого (нач. XIX в) в деревне Нинисельга – недавно капитально отреставрирована. Ее характерная особенность – шатровая колоколенка на столбах – выглядит легко и изящно.
В деревню Кашалиламба, где нынче проживает один человек (правда, активно ведущий здесь хозяйство) , ведет лесной грейдер ахового качества. Мы его, конечно, преодолели, но, думаю, только благодаря длительному периоду сухой погоды. На некотором отдалении от деревни в кладбищенской роще стоит часовня Казанской иконы Божией Матери (нач. ХХ в), срубленная местным жителем по обету. Это сооружение клетского типа, у которого также есть шатровая звонница на столбах.
Но нам пора было выбираться из лесов на большую дорогу – а именно в большой поселок Вешкелица. Но сюда нужно было еще доехать, что мы и сделали, хоть медленно и печально (опять же, спасибо сухому лету). В Вешкелице на пригорке стоит интересная Георгиевская часовня, которую датируют аж началом XVIIвека! Часовня перенесена на нынешнее место в 1980-х годах из опустевшей деревни Кангозеро, так что состояние ее хорошее. Наиболее характерной особенностью сооружения является ассиметричная звонница, на которую можно влезть.
Но и это было еще не все. Мы отправились на берега Шотозера в деревню Каменьнаволок, где рядом с Никольской часовней (сер. XIX в) можно также увидеть большую редкость – поклонный крест II пол. XIX в. Крест стоит внутри деревянной беседки и интересен сохранившимися резными надписями и орнаментом.
Возвращаясь на базу, сделали короткую остановку на окраине деревни Проккойла, где в кладбищенской роще сохранилась простенькая часовня Михаила Архангела и св. Власия (II пол. XIX в). От утраченной колокольни осталось шестигранное основание – теперь о культовом предназначении постройки напоминает только крест, прибитый к восточному фасаду часовни.


Вешкелица. На пригорке красиво стоит Георгиевская часовня (XVI-XVII вв, перенесена сюда в 1980-х гг из деревни Кангозеро).


Нинисельга. Часовня Василия Великого (нач. XIX в) недавно отреставрирована (несколько лет назад она была на грани обрушения). Она имеет изящную звонницу на столбах.


Интерьер часовни новый, но традиционный по своему виду.


Труднодоступная Кашалиламба. Часовня Казанской иконы Божией Матери (нач. ХХ в).


Интерьер часовни в Кашалиламбе - один из самых аутентичных. Удивительно, кто все это нанес сюда, учитывая то, что в деревне один жилой дом и ужасная дорога.


Вешкелица. Георгиевская часовня (XVI-XVII вв, перенесена сюда в 1980-х гг из деревни Кангозеро).


Вешкелицкая часовня поближе и с другого фасада.


Вид с колокольни Георгиевской часовни. Архаичного вида окошко часовни.


У вешкелицкой часовни замечательная особенность - ассиметричная колокольня, в силу того, что к ней пристроено крыльцо. Не могу припомнить такого где-либо еще.


Шотозеро, на берегах которого стоит Каменьнаволок.

 
Каменьнаволок. Никольская часовня (сер. XIX в). У часовни кресты интересной формы.


Никольская часовня с бокового фасада.


Интерьер Никольской часовни.


Рядом с часовней сохранился поклонный крест под сенью XIX в. Рядом еще какой-то старый крест, возможно, старый с крыши часовни.


На кресте хорошо сохранилась надпись.


Основание креста.


Пересекаем большую карельскую реку Шуя.


Проккойла. Часовня Михаила Архангела и св. Власия (II пол. XIX в) в кладбищенской роще на окраине деревни. Она утратила главку и колокольню и сейчас больше напоминает дачный домик.


Но крыша уже новая. От старой часовни остались только причелины и "полотенце"


Интерьер часовни очень простой. Даже стены обоями бумажными оклеены.


Каментнаволок. Поклонный крест под сенью XIX в.
Tags: Карел. Пряжинский район, Карел. Суоярвский район, Карелия, От озер Страны Полночной-2, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “От озер Страны Полночной-2” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments