Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Македония: северо-восток (окрестности Ранковце)

Места вокруг села Ранковце довольно красивые – невысокие зеленые горы и просторные долины. Но есть здесь одна проблема, о которой рассказал нам один из официантов в отеле: здесь серьезные проблемы с водой, порой приходится рыть скважины до 70 метров глубиной! Слава богу, хоть в нашем отеле этих проблем мы не ощущали – хозяева как-то их решили. Потому населенность здесь слабая, хватает брошенных деревень (названия многих из них начинаются с прилагательного суво – т.е. сухое). Но интересные объекты здесь также есть – и ими не стоит пренебрегать.

Вообще, самая известная местная достопримечательность – древняя обсерватория Кокино, что почти у сербской границы, на пути к которой установлено несколько призывных указателей. Но мы посчитали, что вряд ли там есть что-то более примечательное, чем просто груда камней, распознать в которой обсерваторию сможет разве что специалист. Нас интересовали немного иные объекты.

Когда мы говорили местным, что собираемся в монастырь Карпино, они смотрели на нас с нескрываемым уважением. Это заброшенное место, куда нет дороги, и нужно идти пешком около 4-5 км в гору. Путь не слишком сложный – в Матейче посерьезней будет. Да и объект поскромнее – базилика Введения в храм Пресвятой Богородицы (1652 г) в с росписями того же времени и значительными поновлениями 1893 г. Но место атмосферное – не жалею, что сходили.


Местности вокруг села Ранковце очень живописна.


Импровизированная часовенка и каменные композиции по дороге в Карпино.


Базилика в Карпино построена уже в османское время (1652 г).


Фасад церкви в Карпино. Это росписи XIX в. Колокольня, похоже, тоже XIX в.


Эти росписи поближе.


Это, похоже, росписи XVII в в апсиде.


Святые воины XVII в.


Преображение Господне (XVII в).


Богородица XVII и святые в апсиде.


Варварски испорченное Благовещение и святой XVII в.


Святые XVII в.


Фрески XVII и XIX вв разительно отличаются.


Тайная вечеря XIX в.

После возвращения отправились в село Старо-Нагоричане, где застали великолепную Георгиевскую церковь 1312 г постройки наглухо закрытой. Это было очень обидно – здесь сохранился прекрасный и очень цельный ансамбль росписей XIV в практически без позднейших поновлений. Потому на следующий день с утра мы вновь заехали сюда по пути в Скопье, и в этот раз нам повезло – несмотря на ранний час, церковь уже была открыта. Ее росписи относятся к эпохе палеологовского ренессанса - их стиль более строгий, академический, что ли, чем в том же Курбиново или Нерези - они как будто создают в храме атмосферу духовной сосредоточенности. Может, дело еще и не в очень хорошем освещении, но, думаю, не только в этом – вероятно, этого и добивался художник.


Старо Нагоричане. Церковь св. Георгия (1312 г) - безусловный шедевр палеологовской архитектуры.


Детали церкви св. Георгия, надпись над входом.


И снова декор церкви.


Храм в Старо Нагоричане распиан в нач. XIV в. Фрески с тех пор не поновлялись.


Алтарная преграда и фрески на ней.


Успение Богородицы на западной стене храма.


Христос с евангелием и Св. Георгий - великолепно написанные лики.


Святая и святой.


Фрески церкви св. Георгия (нач. XIV в). Пилат умывает руки и Святые.


Богородица и ангелы в апсиде, Христос в куполе.


Чудо св. Георгия о змии.

Сцены мученичества св. Георгия:







Положение во гроб св. Георгия.


Казнь апостола Павла (?).


Предательство Иуды (?)


Осмеяние Христа.


Отречение Петра.


Несение креста.


Восшествие на крест.


Голгофа.


Благовещение из церкви св. Геогрия в Старо Нагоричане.

Неподалеку в селе Младо Нагоричане сохранилась одна из древнейших церквей Македонии - св. Георгия (XIIв), красиво стоящая на невысоком холме в центре села. Мы пытались заглянуть внутрь, но там вроде бы пусто – только в куполе, похоже, сохранились какие-то росписи, которые через окно толком разглядеть мы не смогли.
А последним нашим македонским храмом стала церковь Николая Чудотворца (1354 г) в селе Псаче, выстроенная севастократором Сербского царства Влатко Паскачичем. Мы приехали сюда уже ближе к вечеру. Это типичный македонский XIV век – эпоха расцвета местного искусства и архитектуры при правителях Великой Сербии, когда удалось на время отбить османскую угрозу.  Таких памятников в стране сохранилось довольно много, и самые интересные из них мы включили в свою программу.


Церковь св. георгия в Мало Нагоричане (XIIв).


Базилик св. Георгия со стороны апсиды.


Каменные рельефы на стенах церкви св. Георгия.


Фасад церкви св. Николая в Псаче (1354 г) и ее ограда.


Она же с другого фасада.


Каменные рельефы на стенах церкви.


Капители колонн и плинфовый декор храма.

Безусловно, какой бы маленькой ни была Македония, осмотреть здесь все заслуживающее внимания за 11 дней, наверное, невозможно. Но основные достопримечательности мы попытались охватить. Вне поля нашего зрения остался разве что юго-восток страны, где есть несколько небезынтересных объектов, пара-тройка античных руин и османских памятников. Возможно, что-то из этого удастся осмотреть во время следующих поездок на Балканы, ежели таковые состоятся.
Tags: Балканы, Македония, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Македония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments