Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Межу двух озер: нацпарк Галичица, элементы коммунизма в монастыре Брайчино и монастырь Сливница

У Македонии нет выхода к морю (из-за чего она катастрофически обделена вниманием русских туристов, большинство из которых не представляют себе отдых без пляжа), но есть два красивейших горных озера – Охридское и Преспанское. Оба являются популярными курортами (второе даже лучше – у него пляжи песчаные), но и культурно-исторических памятников здесь хватает.
Покатавшись вдоль берега Охридского озера, мы направились к озеру Преспа. Дорога туда ведет через горный национальный парк Галичица, за въезд в который собирают плату. В парке можно остановиться на смотровой площадке на перевале, откуда видно почти целиком Охридское озеро. Ну а за перевалом открываются виды уже на Преспанское озеро.
Мы спустились к его берегам и добрались до Стене, откуда уходит дорога на село Коньско. Из Коньско можно взять лодку на Голем град – единственный остров Македонии, сохранивший церковь св. Николая и развалины вилл древнеримского времени. Говорят, это лучшие античные руины Македонии, но нам их увидеть было не суждено.  Дело в том, что в Коньско никогда не было нормальной дороги, и сейчас, похоже, ее решили сделать – насыпали щебня да так и оставили. Наш Опель Корса, въехав на эту дорожку, стал угрожающе скрести днищем о камни – и мы сочли за благо отказаться от поездки и вернуться обратно. На поход пешком 8 км в одну сторону у нас просто не было времени  –  так что посещение Голем-града решили отложить до лучших времен (к сожалению, не увидели мы и другие знаменитые античные руины Македонии в Стоби – но тут просто не хватило времени и подготовки).

Следующим пунктом нашей поездки стало село Брайчино, что находится в национальном парке Пелистер. Здесь в полутора км от села стоит скромная базилика св. Петки (Параскевы-Пятницы) (кон. XV в). В ней можно посмотреть интересные фески XV, XVI, XI иI XIX вв. Также в этом глухом месте есть магазин – причем без продавца! Просто стоит холодильник (работающий, но незапертый!) со всякими водами и пивами, рядом висит прайс-лист. На столике – ящик со щелью для бумажных денег и коробка с мелочью, откуда можно брать сдачу. Рассчитано, понятное дело, на порядочных и/или богобоязненных людей. Но, поскольку магазин существует в таком виде уже много лет и, похоже, не думает закрываться, иные здесь не водятся :)
Купив пива и воды, мы присели за столик на улице, немного отдохнуть. Рядом оказалась компания молодых македонцев, также приехавших посмотреть церковь, с которыми мы разговорились. Они и посоветовали нам заехать в Сливницу – монастырь XVI в, который встретился нам еще по дороге в Брайчино.

Национальный парк Пелистер очень красив.

Парк Галичица, вид на Преспанское озеро.

Горы здесь весьма высоки, в мае еще кое-где лежит снег.

В селении Стене, что на берегу Преспанского озера, хороший песчаный пляж.

Брайчино - очень аутентичное село.

Находится оно в парке Пелистер, откуда происходит знаменитая минеральная вода.

Старые хозяйственные постройки Брайчино.

И жилые тоже.

Улицы села.

Дом бея кон. XIX в (напоминаю, что османы окончательно покинули территорию современной Македонии лишь в 1912 году).

За селом открываются чудесные виды на национальный парк.

Церковь св. Петки (Параскевы, кон. XV в) невзрачна на вид. Изображение Богородицы на фасаде.

Она же со стороны апсиды. А рядом - тот самый магазин без продавца :)

Фрески кон.XV в сохранились здесь неплохо, но есть и более поздние росписи:

Св. Георгий Победоносец.

Св. Богородица и апостолы.

Богородица и Иоанн Предтеча.

Св. Мина укрощает зверей.

Страшный суд (фрагмент).

И еще один эпизод оттуда же.

Успение Богородицы.

Богородица Оранта в конхе апсиды.

Архангел Михаил и Константин и Елена.

Святая.

Фрагмент иконостаса (XIX век, вряд ли раньше).

Еще один фрагмент.

В Сливнице, расположенной, как и большинство балканских монастырей, довольно высоко на горе, ведет асфальтовая дорога – традиционно узкая, но хорошего качества. Здесь сохранилась небольшая базилика Богородицы (XVI-XVII вв). В обширный притвор можно зайти просто так, но лучшие росписи все-таки внутри церкви – а она оказалась закрыта. Побродив по конаку, на втором этаже я наткнулась на старика-сторожа, спавшего под какой-то мохнатой шкурой. Извинившись, попросила его открыть церковь, что он и сделал.
Внутри Богородичного храма, действительно, прекрасные росписи, причем, в хорошем состоянии. По виду - XVI-XVII вв, но, похоже, поновлялась позже. Здесь без проблем можно фотографировать. Вслед за нами приехала та самая знакомая уже нам компания. Ребята также пошли смотреть церковь, они же сказали, что женщинам можно заходить в алтарь. Впрочем, в других македонских церквях мне это запрещали – так что здесь раз на раз не приходится.

Монастырь прсв. Богородицы в Сливнице.

Церковь Богородицы (XVI  в) со стороны апсиды. Это уже османское время, потому храм весьма скромный.

Эта стена, видимо, когда-то была наружной. Сейчас она закрыта притвором. Фреска века XVII, видимо.

Деисус поближе.

Святые.

Интерьер сохранил фрески XVI в, но они поновлялись позже.

Это, похоже, XVII в:

Константин и Елена и Архангел Михаил.

Пантократор в куполе.

Бог-отец и символы евангелистов.

Святые и апостолы.

Омовение ног апостолов.

А вот Распятие более ранее - возможно, XVIв.

Крещение Христа также плохо сохранилось. Но фигура божества реки Иордан достойна того, чтобы ее показать.

Петр,Ю утопающий в волнах.

Рождество Христово и Мария Египетская.

Роспись свода церкви - чем-то это напоминает росаипи "небес" северных деревянных храмов. Святой в откосе окна.

Симеон-богоприимец.

Тайная вечеря креативно вписана в свод арки.

Христос-отрок в храме.

Моление о чаше.

Отечение Петра.

Исцеление слепого.

Понтий Пилат умывает руки - тоже старая живопись.

Поклонение волхвов.

Фрески из жития Христа.

Богородица в апсиде. Деталь иконостаса XII или XVIII вв.

Иконостас XVII-XVIII вв.

Фрески монастыря в Сливнице местами вестма своеобразны: Предательство, смерть и труп Иуды, пожираемый червями.