Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Охрид (часть 2): больничные церкви с интерьерами, холм Плаошник, мыс Канео и турецко-албанский район

Неожиданно нам удалось попасть внутрь еще двух небольших охридских храмов – св. Николая «Болничка» (1313 г) и Богородицы «Болничка» (тоже XIV в, сюда теперь пускают по билетам). В обоих есть росписи (в первом – побольше и получше) XIV-XVII вв.


Церковь св. Николы Болнички (1313 г).


Церковь св. Николы Болнички со двора.


Интерьер церкви содержит как росписи XIV в, та и более поздние.


Бывший фасад церкви теперь внутри храма.


Здесь какие-то водоносы изображены - точнее сюжет не определю.


Петр, утопающий в волнах.


Св. Николай и Константин и Елена.


Рождество Богородицы.


Богородица и ангелы в конхе апсиды. Слева - фрагмент Благовещения.


Голгофа.


Успение Богородицы.


Церковь Богородицы Болнички (XIV в).


Она же со двора.

Зайдем внутрь:

Иконостас XVII или XIX вв.


...его фрагменты...


и традиционное завершение с драконами, Распятием и предстоящими.

Фпески по виду века XVI:

Святые.


Крещение Христа и Вход в Иерусалим.


На Крещении изображено божество реки Иордан - дань античной традиции.


Это, вероятно, XVII в.


Та самая "болничка" была где-то в этом районе.


Район здесь весьма живописный. Город плавно (а иногда и не очень) спускается к озеру.


Городской музей, к сожалению, сейчас закрыт на реставрацию.


В центре города новенькие домики соседствуют с откровенными руинами.

В западной части Охрида на мысе Канео стоит один из самых известных храмов страны – церковь Иоанна Богослова. Она весьма древняя (80-е гг XIII в) и очень красиво смотрится на фоне озерной глади. А спустились мы к ней с холма Плаошник, где некогда покровитель Охрида и ученик св. Кирилла Климент Охридский основал монастырь и "университет", ставший образовательно-культурным центром для всего региона. По этой причине Охрид считается местом возникновения славянской азбуки кириллица, которую создал Климент Охридский взамен глаголицы, разработанной Кириллом и Мефодием. Мы, кстати, в Охриде оказались 24 мая – в день славянской письменности, который в Македонии считается государственным праздником и отмечается очень широко.
В 2202 г на Плаошнике воссоздана заново церковь св. Клиента Охридского и св. Пантелеймона, а рядом под навесом скрыты руины раннехристианской базилики с остатками мозаичных полов и стен. К сожалению, сейчас туда внутрь не пускают из-за реставрационных работ - зная это, мы не стали покупать билет для входа в весь комплекс, дождемся конца реставрации.


По дороге на холм открываются чудесные виды на город и на озеро.


Новодельная церковь св. Климента Охридского и св. Пантелеймона. Холм Плаошник тесно связан с именем Климента Охридского. Здесь он основал свой "университет"...



руины которого видны рядом с новодельной и раннехристанской базиликами.


К сожалению, в раннехристианскую базилику не пускают - мы смогли немного рассмотреть ее мозаичные полы лишь издалека.


Красивая кипарисовая аллея ведет с холма на мыс Канео.


Сверху уже видна церковь Иоанна Богослова на мысе Канео (80-е гг XIII в) - один из самых замечательных видов страны.


Церковь со стороны апсиды.


Живописная тропа вдоль озера от района Канео в центр города.

В интерьере фотографировать нельзя, но опять же, можно купить книжку с картинками, откуда и взяты следующие фотографии:

Иконостас кон. XIX в.


Детали резного иконостаса XIX в.


Деталь более старого иконостаса. А рядом икона нового иконостаса - Богородица с младенцем (худ. Дико Зограф, XIX в).


Евхаристия апостолов из алтарной части - фреска XIII в по виду.


Деталь Евхаристии.


Святые Эразм и Климент Охридские.


Церковь Иоанна Богослова на мысе Канео (80-е гг XIII в).е

Восточная часть центра Охрида – турецкий район. Здесь и сейчас компактно проживают турки, которые (редкий для Балкан случай!) остались здесь даже после обретения этими землями независимости от Османской империи. Так что охридская чаршия – понятие не только историческое.  Этот район сохранил саат-кулу 1726 г с редким деревянным завершением, несколько мечетей (самые известные из которых - Зейнал Абедина (1590 г) и Али Паши XVI в), а также множество торговых лавок. Турки сейчас составляют более 5% населения города. В районе их компактного проживания можно увидеть еще больше памятников османской эпохи – мечети, тюрбе, хаммамы и т.д.


Красивая пешеходная улица Климента Охридского - граница между старым и новым городом.




Площадь Стар Чинар относится к турецкой части города. Мечеть и текийе Зейнал-Абеддина Паши (1590 г).


Здесь стоит чинара, которой несколько сотен лет. Сейчас ее ствол зацементирован.


Отсюда начинается охридская чаршия.


Но есть здесь и христианская церковь (правда, поздняя) - Богородицы Каменско (1832 г).


Саат-кула (1726 г). Она горела в 1965 г, после чего ее верхняя часть была восстановлена.


Стоит башня в живописном районе Мезокастро, где находился и наш чудесный гостевой дом.


Мечеть Али Паши (XVI В), чей купол виден на этом фото, сейчас вся в лесах и строительной сетке.


В недрах турецкого квартала (турков в Охриде около 5%, но есть еще 7% албанцев-мусульман) встречаются старые мечети XV-XVI вв.


И снова старая мечеть (XVI в). Турецкий хаммам XVII в.

Интереснейший сам по себе, город Охрид окружен не менее интересными памятниками архитектуры, культуры и природы по обоим (западному и восточному) берегам озера, о которых и пойдет речь далее.
Tags: Балканы, Мак. Охрид, Македония, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Македония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments