Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Македония: от Прилепа до Охрида (Монастир, Крушево, Топлички монастир, Слепче)

Утром шестого дня нашего путешествия отправились в район Мариово – красивейшую горную местность на юг от Прилепа. Когда-то она была очень населенной, но после закрытия границы между Грецией и Македонией в сер. ХХ в обезлюдела. Здесь в селении Монастир находится живописная горная обитель св. Николая с простой базиликой XIII в. Внутри традиционно есть фрески того же времени, выполненные на весьма высоком художественном уровне.


Мариово - красивая местность на юг от Прилепа на границе с Грецией.


И снова Мариово.


Монастир. Базилика св. Николая (XIII в).


Монастир. Подъезжаем к монатырю.


Деревень здесь мало, а те, что есть, полузаброшены.


Горные реки в Мариово.


Фрески XIII в.


Фрески апсиды и алтарной части.


Евхаристия.


Деисус.


Святой воин и столпники.


Фрески притвора. Евхаристия.


Монастир. Церковь св. Николая (XIII в). Фреска Страшный суд (фрагмент).

По дороге в Охрид нужно преодолеть перевал, неподалеку от которого находится самый высокогорный город Македонии (1250 м над уровнем моря) – Крушево. Город пользуется популярностью у внутренних туристов – летом здесь нет жары из-за большой высоты, а зимой по этой же причине много снега, поэтому вокруг разместилось несколько горнолыжных баз. Кроме того, Крушево весьма живописно расположено на горных склонах. Здесь нет древней архитектуры, но интересна сама городская застройка, несколько отличающаяся от других городов страны, а также церковь Иоанна Крестителя (1904 г), принадлежавшая влашской общине (влахи (аромуны) - национальность, проживающая в этих местах, родственная румынам).


Подъезжаем к городу Крушево.


Застройка улиц Крушево напоминает европейские горнолыжные курорты.


Рельеф улиц здесь весьма крутой.


Центральная площадь Крушево.


В центре Крушево концентрируется большинство туристов.


Церковь св. Николая (1832 г) со стороны колокольни и апсиды.


Неподалеку стоит церковь Иоанна Крестителя (1904 г).


Церковь св. Николая с апсиды.


Почему-то во влашских церквях христианские символы соседствуют с материальными.


Чуть выше в горах над Крушево несколько гоннолыжных баз.

Перевалив через горы, мы въехали в провинцию Демир Хисар. Следующую остановку сделали у церкви Никола Топлички – базилики рубежа XIV-XV вв постройки. Рядом находится гранитный карьер, у одного из работников которого мы взяли ключ от храма.  Внутри можно увидеть потемневшие фрески XIV-XVI вв, которые здесь мешает фотографировать только недостаток света.

Церковь Николы Топлички (рубеж XIV-XV вв). Лик св. Николая на фасаде.


Церковь Николы Топлички (рубеж XIV-XV вв) - простая однонефная базилика с притвором.


Интерьер храма и иконстас XIX в (по виду).


Полы базилики.

Красочные фрески 1536-1537 гг:

Фрески из жития св. Николая.


Св Николай дарит приданое трем сестрам.


Этот сюжет мне неизвестен, встречаю его не первый раз.


Троица у Авраама и Сары.


Константин и Елена.


Св. Пантелеймон и Архангел Михаил.


Успение Богородицы.


Благовещение (фрагмент) и символы евангелистов.


Царский деисус.


Прекрасно написанная Богородица с младенцем - возможно, образец более ранней живописи XIV в.


Как и эта Богородица из конхи апсиды - тоже выглядит как более старая живопись.


Христос, св. Николай и ктитор Димитр Кратовский - тоже похоже на XIV в. Рядом также древняя фреска - святой и пустынник.


Фрагмент неопознанного сюжета и Се человек.

А вот сюжеты из жития Христа:

Свод притвора со сценами из жития Христа.


Явление Христа женам-мироносицам.


Лепта вдовицы.


Беседа Иисуса с самрянкой.


Распятие.


Гологофа.


Воскресение Христа.


Сошествие св. Духа на апостолов.

Монастырь Иоанна Предтечи в Слепче стал последним объектом, который мы посетили в тот день. Здесь интересен не столько центральный храм, выстроенный в 1862 г на фундаменте более старой церкви, сколько остатки более древних сооружений вокруг него. Монахини здесь весьма строгие - фотографировать разрешили только снаружи. Впрочем, фрески 1889 г не слишком интересны. А вот остатки лоджий XIV в с росписями вокруг можно фотографировать вполне легально.


Местность вокруг монастыря Слепче лесиста и малолюдна.


Вид на монастырь Слепче снаружи.


Вход в монастырь - старые ворота. На них осталась фреска XIV или XV вв.


Церковь Иоанна Предтечи (1862 г). Под этим навесом монашки продают горный мед, варенья и прочие продукты собственного изготовления. Был большой соблазн купить - но тащить банки в Москву было бы слишком.


Интерьер 1889 г не слишком интересен - это видно даже на этом случайном нечетком фото.


Ворота и лоджии XIV-XIX вв.


Фрески XIX в на фасаде церкви.


Фрески XIV в в близлежащей лоджии.


Скорее всего, это была церковь, т.к. в ее куполе осталось изображение Пантократора.


Царь Иисус и Иоанн Предтеча.


Церковь св. Николая в с. Слепче (вероятно, XVII в), на стене которой изображены Константин и Елена.
Tags: Балканы, Македония, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Македония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments