Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Македония: от Скопье до Прилепа (Горняны, Кучевиште, Марков м-рь, Велес)

Утро третьего дня было посвящено памятникам к северу от Скопье. Начали с поездки в село Горняны, где сохранилась красивая церковь св. Никиты Готфского (1307-1308 гг). Здесь нас постигла неудача – храм оказался закрыт, а смотритель куда-то уехал. Делать нечего - отправились дальше в населенное сербами село Кучевиште, где также можно увидеть храм XIV в - церковь св. Спаса. Здесь надежды попасть внутрь тоже не было – у кого ключи от ворот, не знал никто из местных. А жаль - судя по редким фото в сети, фрески здеаь прекрасные. Неподалеку от села находится монастырь Архангелов Михаила и Гавриила (1370-1380-е гг), где нам, наконец, удалось попасть внутрь древней церкви – рядом обнаружился смотритель с ключами. Фрески 1591 г здесь довольно интересные, но фотографий у меня их очень мало – пара штук всего, сделанных контрабандой: снимать здесь категорически нельзя.
Возвращаясь назад, не поленились вновь сделать крюк в сторону Горнян – и в этот раз нам улыбнулась удача: церковь св. Никиты была открыта. Мы смогли и рассмотреть фрески, и даже их сфотографировать (уж не знаю, насколько легально – смотритель просто куда-то ушел с одной из прихожанок).


Исцеление расслабленного - фрески церкви св. Никиты (1370-1380-е гг).


Церковь св. Никиты Готфского (1307-1308 гг).


Она же с другого ракурса.


Фрески купола относятся, видимо, к XIX в. А во живопись на стенах - это нач. XIV в.


Исцеление слепого.


Превращение воды в вино.


Пир в Канне Галилейской.


Тайная вечеря.


Святые.


Изгнание торговцев из храма (интересно, на какую статью УК в наше время потянул бы подобный поступок?).


Снятие с креста.


Святые и святые воины.


От церкви открываются прекрасные виды на окрестные долины.


Церковь св. Спаса в Кучевиште (1330 г).


Церковь архангелов Михаила и Гавриила (1370-1380 - е гг).


А так монастырь выглядит с дороги.


Святой Николай и другие святые - фреска церкви Михаила и Гавриила (1591 г). Наружная мозаика церкви: век XIX - вряд ли раньше.

Далее наш путь лежал на юго-восток от Скопье в монастырь Маркова Сушица (назван в честь сербского короля Марко), где также сохранился храм св. Дмитрия (1345 г). Росписи его, в основном, кон. XIV в, но сохранились очень хорошо – утрат почти нет. Качество живописи очень высокое - монастырь, похоже, действительно, был королевским. В монастыре не было ни души, а все двери были открыты – идеальные условия для осмотра памятника :)


Изображение св. Дмитрия на фасаде храма.


Марков монастырь. Церковь св. Дмитрия (кон. XIV в).


Церковь св. Дмитрия со стороны апсиды.


Кельи XIX в.


Монастырь находится в очень красивом месте.


Марков монастырь. Фрески церкви св. Дмитрия (кон. XIV в).


Богородицы и Симеон-Богоприимец.


Марков монастырь. Фрески церкви св. Дмитрия (кон. XIV в). Успение Богородицы.


Эти фрески были, похоже, поновлены позже.


Хримстосм-Эммануил в храме.


Святые и ангелы.


Богородица Знамение


Рождество Христово.


Вариант Изгнания торгующих из храма из Маркова монастыря.


Избиение младенцев.


Святые.


Божественная литургия.


Иконы Богородицы.


Тайная вечеря - фреска более позднего времени.


Также фрески XVI-XVII вв.


Се человек.

А вот эпизоды из жития св. Николая:

Рождение.


Спасение невиновных от казни.


Приданное для трех сестер.


Не знаю, что за сюжет, но очень динамично.


Фрески Дмитриевской церкви Маркова монастыря (XIV в). Поклонение волхвов.

Отсюда мы двинулись в сторону Прилепа – небольшого регионального центра, расположенного в центре плодородной Пелагонийской равнины – житницы Македонии. Путь лежал через горы, а также еще через один региональный центр – город Велес. Здесь мы осмотрели красивую саат-кулу (часовую башню, оставшуюся от османских времен) и две древние церкви – скромную маленькую св. Николая (X в, XIV в) и интересной архитектуры Дмитриевский храм, заложенный чуть ли не в V в, но в целом относящийся к XIV в. Храм был заброшен после османского завоевания и восстановлен только в XIXв. Здесь нам также улыбнулась удача – удалось найти смотрителя, который не только открыл церковь, но даже разрешил делать фото (редчайший случай для Македонии, к сожалению). Росписи внутри остались от разных эпох, древнейшие относятся к XIV в, но в основном, это XIX в - но от того не менее любопытные.
Оба велесских храма стоят на высоком берегу реки Вардар - мы бы с радостью погуляли здесь подольше, но погода начла стремительно портиться, начался дождь. Нам пора было отправляться дальше. Преодолевая перевал, мы попали в настоящую стихию: пошел сильнейший дождь, потом град (слава Богу, мелкий). Мы вынуждены были остановиться – ехать не было никакой возможности из-за крайне низкой видимости и огромных луж на дорогах. Порывы ветра были такие, что машина заметно раскачивалась, а мы сидели и пережидали непогоду. Поняв, что это надолго, потихоньку тронулись дальше – и так выехали из эпицентра бури. На этой дороге мы оказывались потом еще несколько раз, и оказалось, что это очень красивые места – окрестности города Кавадарцы – самого винодельческого в стране. Почти все склоны засажены здесь виноградниками, особенно много их в районе озера Тиквеш, куда мы, кстати, ездили отдельно в один из следующих дней.


Дорога из Скопье в Велес через перевал очень красива.


Средневековая крепость Марковы Кули (XII-XIV вв) неподалеку от деревушки Кожле удалось сфотографировать только на ходу из окна машины.


У деревни Кожле прямо в гору встроен небольшой монастырь Малая Богородица. Он не древний, но смотрится красиво.


Саат-кула в Велесе (XVIII в) - одна из самых красивых в стране.


Велес. Церковь св. Дмитрия (XIV в). Вполне вероятно, что его основание - это V или VI вв.


Апсида и колокольня церкви покрыты прекрасными кирпичными узорами.


Росписи Дмитриевского храма и иконостас - это, в основном, XIX в.


Неплохо, хотя ничего особенного.


Живопись в том стиле, который принято называть наивным.


Рождество Христово.


Успение Богородицы.


Вот такие дракончики с киотами в зубах - типичная деталь македонских иконостасов.


В притворе открыты более древние фрески - век XIV, вероятно. Фрагмент Страшного суда - грешник в зубах гигантской рыбы.


Церковь св. Николая (X в, перестроен в XIV в).


Церкви стоят на высоком берегу Вардара.

А пока наш путь лежал в Прилеп, где уже светило солнце. Хозяин гостевого дома Христиан приветливо встретил нас, обстоятельно объяснил все детали и рассказал, что за пару часов до нашего приезда стихия, поймавшая нас на перевале, бушевала в самом Прилепе. Возрадовавшись тому, что худшее позади, мы отправились осматривать небольшой и уютный центр города, о котором пойдет речь в следующей части моей македонской саги.
Tags: Балканы, Македония, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Македония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments