Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Скопье, ч.2: ради чего все же стоит сюда ехать (археологический музей и гора Водно)

От чаршии через реку Вардар, на которой стоит город, перекинут старый каменный мост 1451 г (хотя некоторые возводят его создание к античным временам). Он соединяет старую турецкую и новую македонскую части города. От него также можно пройти в Археологический (Археолошки) музей (как я поняла, главный в Македонии). Музей весьма богатый, но он сугубо «археолошки», так что византийских икон и прочей живописи здесь искать не стоит (Бог его знает, где она тут экспонируется – может, в тех самых бывших банях, куда мы заходили, но не слишком впечатлились экспозициями). Зато здесь великолепное собрание предметов с многочисленных македонских раскопок - от эпохи неолита до раннего средневековья, некоторые из которых можно посмотреть под катом. Я, в принципе, ровно дышу ко всякой археологии, но местные коллекции всяких древностей впечатлили даже меня.


Каменный мост 1451 г и Археологический музей.


Мост с кучей статуй, который ведет к Археологичскому музею.


Президентский дворец.

Археологическая коллекция музея просто первокласная:


Сосуды бронзового века - XXII-XXI вв до н.э. (!)


Браслеты, пояса и подвески XXIII-XII вв до н.э.


Неолитические амфоры - 6000 - 4300 лет до н.э.


Неолитические алтари с изобржением Великой Матери (6000 - 4300 лет до н.э.).


Нижние части женских фигурок - т.н. неолитических венер (6 000 лет до н.э.). Они еще и татуированные.


Клад железного века (1150-550 гг до н.э.).


Находки оттуда же.


Реконструкция захоронения железного века.


Менада - накладка на кратер (1150-550 гг до н.э.).

Здесь, конечно, ощущалось влияние столь близкой Греции:

Чудесный кратер V в до н.э.


Сосуды IV в до н.э.


Терракотовые фигурки V-IV вв до н.э.


Ритуальные маска и перчатка из Охрида (V-IV вв до н.э.)


Бронзовый шлем классического периода (V-IV вв до н.э.).


Надгробные и вотивные рельефы III-II вв до н.э.


Терракотовые фигурки из древне-римского города Стоби (I-III вв н.э.)


Чаша элинистического периода (IV-II вв до н.э.).


Стекло IV-V вв н.э.

Есть в музее также пара залов периода раннего христианства:

Пресбитерий христанской базилики V-VI вв из Битолы.


Находки из гробницы IV в - ручка, письенный прибор и ложка-стилос.


Масляные лампы V-VI вв с христианскими символами.

Музей обладает несколькими образцами прекрасных терракотовых икон из Виницы (V-VI вв н.э.):

Св. Кристофор и св. Георгий.


Архангел Михаил. Всепобеждающий крест.


Псалом Давида


Сцена охоты (?) - сюжеты этих икон также необычны, иногда их трудно распознать.


Лев с могилы Иуды.


Снова какой-то сюжем псалма


Даниил во рву со львами.


Археологический музей. Терракотовая икона из Виницы (V-VI вв н.э.): Иисус Навин останавливает солнце.

В окрестностях города прямо над ним высится гора Водно, на вершине которой на средства македонских эмигрантов был воздвигнут Миллениум Крест, который ночью подсвечивается и как бы парит над городом. Сюда можно взобраться на канатной дороге (жичнице) и посмотреть сверху на большой город, лежащий в котловине среди гор.
В нескольких км от станции канатной дороги находится селение Горно Нерези, где можно ознакомиться с главной достопримечательностью Скопье – великолепной церковью св. Пантелеймона (сер. XII в). Вход сюда платный (100 динаров, примерно 120 рублей), но на входе спрашивают, откуда вы приехали. Если скажете, что из России, то как православного пустят бесплатно.  А внутрь стоило бы зайти даже за деньги: здесь сохранились великолепнейшие (одни из лучших в стране) росписи 1164 г (причем, в хорошем состоянии и не слишком фрагментарно). Фотографировать официально нельзя, но, пока я там ходила, смотритель куда-то вышел (может, и намеренно – Бог знает), так что мне удалось поснимать немного внутри.


Гора Водно видна из любой точки города. Ее венчает Миллениумский крест, красиво подсвечиваемый вночи.


А добраться сюда можно на канатной дороге.


Вид с горы Водно.


А вот вид на Скопье от монастыря св. Пантелеймона.


Церковь св. Пантелеймона (сер. XII в).


Она же с другого ракурса.


И ее великолепный интерьер. украшенный фресками 1164 г.


Фрески эти очень динамичны для своего времени - Оплакивание.


И весьма эмоциональны (фрагмент Воскрешения Лазаря) - ведь это XII век!


Вход Господень в Иерусалим.


Рождество Богородицы (фрагмент) и святые воины в ярких одеждах.


Но и лики их тоже прекрасно написаны.


Фрески церкви св. Пантелеймона (1164 г). Воскрешение Лазаря. Воскресенный, по-моему, написан потрясающе! Да и женские фигуры у ног не сохранившейся фигуры Христа также очень выразительны.
Tags: Балканы, Македония, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Македония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “Македония” Tag