Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Нижегородская область: купеческие терема и деревянные церкви Поветлужья

Раз уж начала, то и продолжу рассказ о нашей майской поездке в среднее Поволжье от конца к началу. Второй день поездки, в основном, был посвящен Поветлужью – местности по берегам крупного притока Волги - реки Ветлуги. Это также территория Нижегородской области, примыкающая к Марий Эл.
От границы субъектов мы и начали наше знакомство с этими местами, считавшимися в позапрошлом веке одним из крупнейших центров старообрядчества в России. Земли здесь были крайне скудны, потому местные жители занимались всякими промыслами, торговлей и, самое главное, заготовкой леса, который потом сплавляли по Ветлуге в Волгу, а оттуда далее на юг. На этом и сделали свои состояния богатейшие купцы-старообрядцы Поветлужья, чьи терема до сих пор стоят по берегам этой красивой, но извилистой и очень капризной реки, чье русло меняется чуть ли не ежегодно.

Первым на нашем пути оказалось село Успенское, где на территории парка и какой-то базы отдыха стоит дом лесопромышленника Казанцева (кон. XIX в). Это большой деревянный двухэтажный особняк, обшивка стен которого красиво обработана «под кирпич».
Чуть дальше в селе Галибиха в бывшем парке усадьбы дворян Левашевых теремов сохранилось целых 4 штуки – все разные, с чудесным декором и множеством интересных деталей (например, уцелело большинство слюдяных окон!), но, к сожалению, пребывающие в аварийном состоянии. Усадьба также была выстроена в середине XIX в по проекту известного инженера А.И. Дельвига, и здесь гостили многие деятели русской культуры II половины XIX в. Сейчас внутри можно осмотреть лишь одно из зданий – и т по предварительной договоренности (телефон есть на двери терема), остальные закрыты до лучших времен.


Дом Казанцева в Успенском.


Дом Казанцева с другого фасада. Здесь нас застал проливной дождь, но он не помешал нам восхититься тем, как тщательно и с каким вкусом выполнен декор обшивки.


Церковь Параскевы Пятницы (XIX в) в селе Докунино потихоньку рушится, как и большинство деревянных храмов Нижегородской области.


Один из теремов в Галибихе (1840-е гг). Прелестное чердачное слюдяное окно.


Этот же терем со стороны реки.


Слюдяные окна и резные наличники дома.


Рядом стоит еще один терем - тоже довольно интересный.


С другого фасада к нему пристроена башенка.


Этот дом заколочен.


Его фасад со стороны реки.


Неподалеку стоят еще два терема.


Самый дальний терем доступен для осмотра изнутри, но для этого нужно предварительно договариваться.


Здесь тоже кое-где сохранились слюдяные окна. И на парковом фасаде тоже.

А вот в прекрасной усадьбе купца-лесопромышленника И.Н. Беляева (1902-1904 гг), что в селе Воскресенское, нынче разместился районный музей – и это большая удача, поскольку помимо возможности послушать экскурсовода вы сможете увидеть частично сохранившийся интерьер купеческого дома нач. ХХ в, выполненный (как и сам дом) в стиле модерн. Особенно замечательны потолочные расписные плафоны. В парадном зале эти росписи отражают основное занятие хозяина – лесозаготовку и лесосплав, а в комнате хозяйки потолок украшен изображениями цветов и фруктов. Кроме того, музейщики предоставляют возможность подняться на верхнюю террасу дома, откуда прекрасно видна Ветлуга – по словам экскурсовода, отсюда Беляев наблюдал за сплавом и через рупор раздавал указания сплавщикам.
Помимо интерьеров в музее есть масса интересных вещей: макет беляны – сплавного судна, сложенного из леса, предметы быта, этнографическая экспозиция, посвященная марийцам, и даже уникальная американская фисгармония XIX в.
Село Воскресенское интересно и само по себе – здесь сохранились также дом лесопромышленника Шагина, доходный дом Левашевых, масса жилых домов, купеческих особняков и лавок поскромнее.


Дом купца-лесопромышленника И.Н. Беляева (1902-1904 гг) - прекрасный образец деревянного модерна.


Фасад дома со стороны реки.


В доме расположен местный музей, предоставляющий возможность рассмотреть не только экспозицию, но и уникальные потолочные плафоны.


Потолочная панель рядом.


В углах плафона изображены сюжеты на тему лесозаготовок...


... и лесосплава.


Предметы крестьянского быта - ухват на колесиках для тяжелых емкостей, а также резная деревянная прялка. Кстати, в экспозиции также есть большая лопата, которую использовали, в том числе, для "допекания" больных или недоношенных детей! Оказывается, существовала такая практика, когда новорожденного на лопате засовывали в еще теплую печь и быстро вынимали обратно - и так несколько раз. На наш скептический вопрос, помогало ли это, экскурсовод сказала, что зачастую да, помогало. У нее даже были на экукурсиях люди, чьих родителей-бабушек-дедушек спасали вот таким вот "допеканием"!


Традиционная одежда местных жителей.


Беляев владел также стекольным заводом, располагавшимся неподалеку от Галибихи. Стекло было невысокого качества, но спросом пользовалось


Еще один потолочный плафон сохранился в комнате хозяйки.


Его углы украшены цветами...


... и фруктами.


Здесь же сохранилась голландская печь и американская фисгармония кон. XIX в.


Макет т.н. "беляны" - специального судна для сплава леса. В виде судна укладывался лес (как можно больше), оно сплавлялось вниз по реке, на месте разбиралось и пускалось в продажу.


С этой террасы Беляев руководил сплавом...


так как вид на реку здесь открывается чудесный.


На центральной площади Воскресенского стоит дом еще одного лесопромышленника Шагина.


У дома интересные ворота и неплохое резное крыльцо.


Скромный типовой жилой дом сер. XIX в.


Хорошие примеры купеческих домов с лавками на первом этаже.


Доходный дом дворян Левашевых - владельцев Галибихи.


Мост через Ветлугу у села Воскресенское.


Еще выше по Ветлуге находится село Троицкое, где сохранился двойник деревянных церквей – классицистической Зосимы и Савватия (1870 г) и более старой Троицкой (1713 г) – с трапезной и колокольней. Сюда мы приехали довольно поздно, так что внутрь попасть уже не смогли, но церкви хорошо видны и из-за невысокого забора. К тому же, они стоят на высоком берегу Ветлуги, с которого открывается чудесный вид на разливы реки и ее лесистые берега.
Примечательно также село Владимирское, куда многие романтически настроенные личности ездят на озеро Светлояр в поисках якобы исчезнувшего в его водах града Китежа. Но на озеро мы не поехали - частично из-за нехватки времени, частично из нежелания третий год подряд иметь проблемы с клещами. Наш материалистический взгляд куда больше заинтересовала деревянная Владимирская церковь (1766 г), стоящая посреди села.


Великолепный вид на Ветлугу от церковного ансамбля села Троицкое.


Двойник села Троицкое.


Троицкая церковь (1713 г) клетского типа с пристроенными трапезными и колокольней.


Церковь Зосимы и Савватия (1870 г) имеет черты классицизма.


Владимирская церковь из села Владимирское (1766 г) обшита тесом с рустом по углам.


Церковь имеет барочную форму, но крыльцо подперто дорическими колоннами.

И уже отсюда мы отправились в город Семенов – родину хохломской росписи и некогда крупное старообрядческое село, в окрестностях которого располагались знаменитые керженецкие скиты. Здесь и сейчас главными памятниками являются неплохой модерновый особняк купца А.П. Носова и возведенная в нач. ХХ в на его средства старообрядческая церковь Николая Чудотворца (1912 гг). На паре-тройке окрестных улиц сохранилась историческая застройка, но то ли семеновские купцы были слишком суровы, то ли еще по какой причине, ей далеко до великолепной застройки того же Городца. Не слишком впечатляет и местная домовая резьба. Вообще, Семенов город небезынтересный, но какой- то аскетичный, что ли - без архитектурных и прочих излишеств. Наверное, жители всю свою фантазию и тягу к прекрасному воплотили в хохломской росписи, возникшей здесь на рубеже XVII-XVIII вв. Только вот, к сожалению, на местный музей времени у нас не было – промыслами в этот раз пришлось пожертвовать, ради того, чтобы составить впечатление о самих городах и весях.


Особняк купца-старообрядца А.П. Носова (1870-е гг, перестроен в 1903 г) - один из самых роскошных в городе.


Старообрядческая (сейчас тоже) церковь Николая Чудотворца выстроена в псевдорусском стиле в 1912 г на средства владельца соседнего особняка.


Церковь Всех Святых (1863 г) принадлежит РПЦ.


Пешеходная улица Семенова, частично сохранившая историческую застройку.


Площадь Ленина. Один из самых интересных особняков.


У него, наверное, самый богаты в городе резной декор - глухой резьбы мы нигде больше здесь не видели.


Еще один парадный особняк с пешеходной улицы Ленина


Типичная историческая застройка Семенова - купеческие дома.


Деревянные особняки здесь тоже немаленькие, но их декор весьма скромен.


Резьба здесь или пропильная, или накладная.


Этот дом также суров на вид, но его декор более сложен.
Tags: МО Воскресенский район, Ниж. Семеновский район, Нижегородская область, Россия, Среднее Поволжье, Старообрядческое Заволжье, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments