Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Древние вотчинные церкви Москвы (ч. 2): нарышкинское барокко и не только оно

Из нарышкинских храмов Москвы наиболее известна церковь Покрова в Филях, выстроенная в 1690-1694 гг дядей Петра I Львом Нарышкиным. Руководил строительством самый, наверное, известный архитектор нарышкинского стиля (по другой версии, строительный подрядчик) Яков Бухвостов.
В верхней церкви, сохранившей подлинное убранство кон. XVII - нач. XVIII вв, до 2017 года располагался филиал музея им. Андрея Рублева, где можно было увидеть иконостас кон. XVII в, паникадило, иконы и прочие предметы церковного искусства и обихода того времени. После передачи всего храма РПЦ в 2017 г музейный статус за объектом вроде бы сохранили. Вот информация с официального сайта: В связи с уникальной сохранностью интерьеров верхнего храма церкви Покрова в Филях присвоен статус музейного древлехранилища. Нижняя Покровская церковь открыта ежедневно с 8 до 19 часов. Верхний холодный Спасский храм открыт для посещений как церковный музей в теплое время года (с 1 мая по 31 октября) с 12 до 18 часов.
Нижний храм сохранил интерьер XIX в, не представляющий большой художественной ценности, - там службы проходят давнои регулярно.

Мало чем уступает филевской великолепная Троицкая церковь (1698-1702 гг) в еще одном имении вышеупомянутого Льва Кирилловича Нарышкина - Троице-Лыково. Ее строительством также руководил Яков Бухвостов - и это похоже на правду: пропорции и декор храма весьма схожи с церковью в Филях. Храм этот не так давно открыли после реставрации – вроде бы даже сохранили золоченый иконостас XVIII в, но вид у него слишком уж зареставрированный. У церкви чудесная открытая обходная галерея и богатейший декор, который можно долго рассматривать, обходя храм по кругу.


Церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг) - один из лучших примеров нарышкинского барокко. Выстроена известным зодчим кон. XVII в Яковом Бухвостовым.


Ее богатые архитектурные детали.


Интерьер нижней (действующей) церкви I пол. XIX в.


Верхний храм, до 2017 г открытый как музей церковного интерьера кон. XVII в, сохранил ряд ценных предметов и утвари того времени. Росписи купола церкви (Троица новозаветная) и паникадило.


Резной иконостас кон. XVII в и венчающее его Распятие.


Некоторые иконы кон. XVII в из иконостаса храма.


Считается, что эти иконы на вратах иконостаса - портреты молодых царей Петра и Иоанна.


Богоматерь и св. Варвара - иконы кон. XVII в, копирующие европейскую манеру живописи.


Резная кафедра и напрестольная сень.


Рядом с церковью - неплохой парк.


Роскошная Троицкая церковь в Троице-Лыково (1698-1702 гг).


резной декор колонок.


Фиги и виноград.

Яков Бухвостов, судя по всему, строил также церковь Бориса и Глеба в бывшем селе Зюзино (1688-1704 гг), в этот раз для другого именитого заказчика - сподвижника Петра I боярина П.И. Прозоровского. Храм этот не столь богато украшен, как филевская и лыковская церкви, но пропорции его не менее удачны, а архитектура заслуживает всяческих похвал.

Создание великолепного Казанского храма в селе Узкое (1698 г) приписывают известному зодчему кон.XVII в О.Д. Старцеву. А заказчиком стал еще один родственник Петра I - боярин Тихон Стрешнев. Современный храму великолепный иконостас, к сожалению, пропал после прекращения богослужений в 1930-х гг. Архитектурный стиль церкви назвать сложно - это точно барокко, несущее в себе как черты нарышкинского стиля, так и украинского барокко, и даже русского узорочья


Храм Бориса и Глеба (1688-1704 гг) в вотчине боярина П.И. Прозоровского в Зюзино. У всех бухвостовских церквей очень узнаваемый силуэт, сложные объемы и великолепные пропорции. А вообще, их интересно рассматривать, обходя по кругу.


Казанский храм в селе Узкое (1698 г) больше напоминает украинское барокко. Его строительство приписывают архитектору о.Д. Старцеву.

Современный район Москвы Коньково в конце XVII в занимало село Серино - вотчина богатого вельможи Семена Толочанова. По его указу и была возведена в 1690-1694 гг церковь Сергия Радонежского, которую нынче принято именовать храмом Троицы в Коньково (в память о несохранившейся соседней церкви Троицы). Это типичное нарышкинское барокко, несколько искаженное пристроенными в нач. XIX в трапезной и колокольней.

В 1693 г в селе Тропарево (ныне одноименный район Москвы) был возведен каменных храм Михаила Архангела, сочетающий формы традиционного русского церковного зодчества с некоторыми элементами нарышкинского барокко (форма барабанов и куполов, оформление окон). Сохранились также трапезная и колокольня XVII в. Имя зодчего, к сожалению, до нас не дошло. Неизвестно даже, строилась ли церковь как вотчинная, приходская или монастырская.


Троицкая (бывшая Сергиевская) церковь в Коньково (1690-1694 гг). Это также нарышкинское барокко - но не столь сложное и талантливое, как показанные ранее образцы. К тому же, портят вид трапезная и колокольня нач. XIX в.


Церковь Михаила Архангела в Тропарево (1693-1694 гг) - это традиционное русское узорочье, несущее лишь отдельные элементы нарышкинского стиля ка дань моде: барабаны и главки с куполами, декор наличников и порталов. Видимо, строили ее все-таки по заказу церковных деятелей, которые были не столь прогрессивны и свободны в своем выборе.


Интересны стилизованные закомары (возможно, это переделка XIX в) и шатровая колокольня с трапезной кон. XVII в.

Коечно, это далеко не все вотчинные храмы XVII в на территории Москвы. За кадром остались церкви в Кунцево, Захарьино, Куркино, Кожевниках, Качалово и т.д. Отдельный рассказ был в этом ЖЖ о сильно перестроенной церкви Покрова XVII века в усадьбе Покровское-Стрешнево. Есть также редкие примеры петровского барокко в Братцево и Перово. По мере попадания туда буду потихоньку заполнять пробелы.
Ну а усадебных храмов середины - конца XVIII в (тоже барокко, местами очень талантливое) на территории Москвы просто море разливанное. Даже не знаю, возможно ли столь же подробно рассказать о них в серии постов, и сколько это может занять времени и сил. Потому в следующий вернемся к старому доброму географическому принципу описания достопримечаиельностей отдельных районов и города. На очереди пока три рассказа: о Коломенском (очередные музейные экспозиции, храмы и соседнее Дьяково), Лефортово (петровское, елизаветинское и екатериннское) и Кузьминки-Люблино (усадьбы и парки).
Tags: Москва, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Москва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments