Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Древние вотчинные церкви Москвы (ч. 1): древнерусское зодчество, шатровые храмы, узорочье

Москва, включившая в себя за последние три века множество окрестных сел, сейчас может похвастаться неплохим набором древних (возведенных до нач. XVIII в) и интересных храмов, очень разных по архитектуре и времени постройки – ведь строили их многочисленные владельцы ближайших к столице вотчин и имений на протяжении нескольких веков. Обзор не претендует на полноту, но почти все упомянутые ниже постройки мы посмотрели этой зимой и ранней весной во время коротких вылазок из дома. Даже среди москвичей немногие знакомы со всеми этими памятниками, а уж гости столицы добираются сюда нечасто – ведь большинство построек находятся за пределами исторического центра, часто неблизко от метро. С другой стороны, все объекты легкодоступны - мы сами во время этих прогулок зачастую предпочитали передвигаться общественным транспортом, который нынче в Москве быстр, комфортен и приятен, особенно, в выходной день.

Как известно, старейшим уцелевшим сооружением Москвы является также не самый центральный Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря, а вот следом за ним по старшинству идет прелестная церковь Трифона в Напрудном (1492 г), почти современная соборам Московского Кремля и выстроенная, по преданию, сокольничим царя Ивана III. По легенде, однажды пропал любимый сокол царя, и главного сокольничего должны были за это казнить. Но внезапно в день святого Трифона сокол вернулся. И этому отрадному факту сокольничий оказался обязан жизнью, а Москва (вернее, в то время подмосковная вотчина Напрудное) - появлением на ее территории небольшой церкви св. Трифона, отличающейся редким крещатым сводом. Она была сильно перестроена в XIX в, но в советское время позднейшие пристройки убрали - и сейчас мы можем наблюдать вполне достоверный образец архитектуры Московского княжества конца XV в.

XVI век представлен в Москве несколькими монастырскими соборами, а вот вотчинных храмов этого периода осталось не так много. Среди них церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошево (1598 г), выстроенная владевшим в то  время этими землями Борисом Годуновым, - прекрасный храм с 4 рядами закомар-кокошников, украшенных редкими для того времени полихромными майоликами (восстановленными уже в ХХ в). К сожалению, в XIX в к церкви пристроили несуразную трапезную и колокольню, которые несколько испортили ее вид.

К царским вотчинам, сохранившим постройки XVI в относится также известное всем Коломенское, но о нем я, во-первых, уже неднократно рассказывала на страницах этого ЖЖ, а во-вторых, пожалуй, еще раз в ближайшее время напишу в отдельном посте.


Церковь Трифона в Напрудном (1492 г) - одна из древнейших сохранившихся построек Москвы.


Псковского типа звонница, похоже, более поздняя, а вот килевидный портал более древний.


На стенах сохранились графитти - XVI или XVII вв по виду.


Троицкая церковь в Хорошево (1598 г) несколько искажена пристройкой в XIX в слишком громоздкой трапезной и колокольни. Полихромные майолики - редкое для того времени украшение - ыли специально привезены из-за границы. К сожалению, это не оригинальные образцы.


Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошево (1598 г) выстроена на средства владельца этих мест царя Бориса Годунова.

Изящный шатровый храм Покрова Богородицы был выстроен в 30-е гг XVIIв в далеком тогда от Москвы селе Медведково, вошедшем в черту города не так давно - в 1960 г. Это и сейчас отдаленный район - и добираться сюда довольно долго. Церковь построил в 1634-35 гг в своей родовой вотчине небезызвестный князь Дмитрий Пожарский в память о безвременно умершем сыне Федоре. В верхний храм мне здесь попасть ни разу не удалось, а вот нижний легко можно осмтотреть - тем более, что он не закрывался в годы советской власти.

На другом конце Москвы в бывшем старинном селе Вешняково - вотчине Шереметьевых, в 1644-1646 гг был возведен еще один шатровый храм - Успенская церковь. Ее приделы, выстроенные на несколько лет позже, уже попали под никоновский запрет и были увенчаны луковичными главками. Колокольня кон. XVII в завешена барочным шпилем в 1734 г.

К интереснейшим храмовым постройкам Москвы принадлежит также необыкновенная церковь Троицы Живоначальной в бывшем патриарше-митрополичьем владении Троицком-Голенищево, выстроенная в 1644-1646 гг зодчим Антипой Константиновым по заказу митрополита Филарета. Это редкий сохранившийся пример многошатровых храмов, возведение которых было запрещено патриархом Никоном через несколько лет по окончании работ. Внутри можно увидеть удивительный интерьер с обходной галерее, а также тябловый иконостас, столь редко встречающийся в Москве (тябла, кстати, довольно старые, судя по росписи). Вряд ли он старше XIX в - в 1812 году церковь была разорена французами, погибли росписи и прежний иконостас. К сожалению, и этот храм не избежал позднейших переделок: в 1860-х годах была пристроена трапезная и переделана колокольня.


Шатровых храм Покрова Богородицы в Медведково выстроен в вотчине князя Дмитрия Пожарского в 1634-1635 гг. Его шатер, кстати, также украшен майоликами - возможно, тоже иностранного производства. Ну или более поздними -  в 60-х гг XVII в технологию их изготовления привез в Россию литвин или белорус Степан Полубес.


Иконостас XIX в в нижнем храме Покровской церкви.


Интерьер нижней церкви.


Росписи XIX в оттуда же.


Успенская церковь в Вешняках строилась Ф. И. Шереметьевым в его родовой вотчине в 1644-1646 гг, но вот ее приделы появились лет через 10 и уже были увенчаны куполами на барабанах...


по распоряжению, кстати, самого патриарха Никона, почему-то не любившего шатры настолько, что их возведение было при нем просто-напросто запрещено. Колокольня кон. XVII в на древнерусское зодчество не похожа - ее барочный купол и шпиль возведены в 1734 г. (Здесь я была несколько лет назад и летом, так что не удивляйтесь резкой смене пейзажа.)


Прекрасный трехшатровый храм Троицы в Троице-Голенищево (1644-1646 гг) выстроен по заказу митрополита Филарета зодчим Антипой Константиновым.


Вид на центральный шатер изнутри.


Старых икон здесь почти нет, а вот тябла иконостаса, вполне возможно, дошли до нас из XIX в.


Небольшое центральное пространство окружено замысловатой обходной галереей.


Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево (164-1646 гг) - редкий для Москвы пример многошатрового храма. Ей повезло чуть больше - проект оказался полностью реализован до вступления в силу запрета на строительство шатровых церквей.

Ярким образцом русского узорочья можно считать выстроенную в 1677-1692 гг в селе Останкино (в то время вотчина князей Черкасских) пятиглавую церковь Живоначальной Троицы, покрытую великолепным резным кирпичным декором и изразцами. Церковь несколько видоизменялась следующими куда более известными владельцами имения - Шереметьевыми, но в ходе реставрации 1878-1880 гг ей был возвращен максимально аутентичный вид. Сейчас храм принадлежит к лучшим образцам московского узорочья. Здесь интересен также интерьер с иконостасом XVIII в и росписями XIX в Кстати, добраться до Останкино пока еще можно на монорельсе, который вроде как грозятся в скором времени закрыть из-за убыточности.

К тому же стилю относится и куда более скромная церковь Илии Пророка (1689-1690 гг) в бывшей вотчине Чудского монастыря, а ныне московском районе Черкизово – неплохой образец зодчества XVII в, сильно испорченный пристройкой трапезной и колокольни в XIX в.


Если ехать в Останкино на монорельсе, древнюю архитектуру вполне можно разбавить видами Останкинской башни и ВДНХ.

Отсюда же видны крепкие тылы рабочего и колхозницы. Ну а сам монорельс выглядит вот так - жаль, что его, похоже, вот-вот закроют из-за нерентабельности.


Из окна поезда также открываются чудесные виды на Останкинский пруд и музеефицированную усадьбу Шереметьевых Останкино (сер. XVIII в), о которой я как-то писала отдельно.


Церковь Троицы Живоначальной (1677-1692 гг) - типичное русское узорочье: с выносными крыльцами, множеством декоративных элементов, шатровой колокольней....


... и великолепным резным кирпичным декором стен и окон.


Почем опиум для народа?


Царские врата и иконостас XVIII-XIX вв.


Под иконостасом изображения философов и мудрецов.


Приходская церковь Илии Пророка (1689-1690 гг) в бывшей вотчине Чудского монастыря селе Черкизово.


Церковь Живоначальной Троицы (1677-1692 гг) - единственное, что осталось в Отсанкино от прежних владельцев имения князей Черкасских.

Впрочем, больше всего импонирует другой архитектурный стиль, вошедший в моду в кон. XVII в – изящное, пышное и и как-будто устремленное ввысь нарышкинское барокко. Его образцов в Москве сохранилось довольно много (что неудивительно - это исконно московский стиль), потому о них имеет смысл рассказать отдельно.
Tags: Москва, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • В Мордовские земли: Сканово и Наровчат

    Расселение мокшан, как и многих других коренных народов Поволжья, никогда не было компактным. Они чересполосно занимали огромную территорию, далеко…

  • В Мордовские земли: Мокшень

    Хорошо это или плохо, но в Саранске мордовской речи мы не слышали ни разу (а вот видели много раз - почти все вывески дублированы на трех языках).…

  • В Мордовские земли: Саранск и Макаровка

    Прежде чем начать рассказ о Мордовии, хотелось бы отметить один интересный момент: достопримечательностей на ее территории сохранилось на удивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments