Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Стефани Д'Устрак, Жан-Батист Люлли и французское барокко.

В последнее время мы часто попадаем на концерты барочной музыки, поскольку В. предпочитает ее всем остальным видам классики. За последние несколько месяцев удалось послушать и Юлию Лежневу с Дмитрием Синьковским, и Валера Субадуса в сопровождении Кельнского барочного оркестра, и великолепных Les Arts Florissants во главе с неувядающим Уильямом Кристи, и ансамбль исторических инструментов Pratum Integrum, Андреаса Шолля...
Отдельно хочется сказать о недавнем концерте Стефани Д'Устрак в КЗЧ, где эта изысканная французская певица - меццо-сопрано познакомила московскую публику с французским барокко. Аккомпанировал ей один из лучших российских барочных оркестров Musica Viva. Нас, в частности, очень впечатлил вот этот Марш для Турецкой церемонии из комедии "Мещанин во дворянстве" авторства великого французского композитора Жана Батиста Люлли (по ссылке - в исполнении оркестра Modo Antiquo под руководством Федерико Мария Сарделли):



Оказывается, Люлли был полноценным соавтором Мольера, поскольку пьесы тогда писались сразу с музыкальным сопровождением. Для них же ставились балетные номера.

Жан-Батист Люлли (1632-1687) - сын бедного флорентийского мельника (тогда его звали Джованни Батиста Лули), почти случайно попавший во Францию в свите герцога де Гиза, сделал совершенно головокружительную карьеру при дворе короля Людовика XIV. Впрочем, ничего удивительного - просто он оказался лучшим на тот момент в своем деле, а Людовику нужны были именно лучшие. К тому же, молодой король любил танцевать, а Люлли писал прекрасную музыку к балетам, да и сам танцевал в них - иногда в одном спектакле с королем! (на эту тему есть, кстати, красивый французский фильм "Король танцует", где много пышных интерьеров, красивых костюмов, барочных танцев и чудесных мелодий Люлли).

Музыке Люлли свойственны величественность, торжественность, некоторая рассудочность и четкий ритм. Он был своего рода реформатором оркестра: расширил его состав, ввел среди музыкантов жесткую, почти военную дисциплину. Принято считать, что до XIX в дирижеров не существовало, но Люлли всегда управлял своим оркестром с помощью посоха, которым отбивал ритм столь энергично, что люстры дрожали. Это его в итоге и погубило: в начале 1687 года, дирижируя на одном из представлений, Люлли так увлекся музыкой, что случайно вонзил посох себе в ногу. Развязка наступила быстро: инфекция - гангрена - смерть.

К сожалению, оперу Люлли стал писать лишь в последние несколько лет жизни - его долго не удавалось убедить, что французский язык пригоден для пения (!) Поэтому в исполнении Стефани Д'Устрак звучали в основном произведения Рамо, Шарпантье и Камра. Тем не менее, одну из арий Люлли - из оперы "Армида" - певица исполнила - причем, с блеском. А после концерта была автограф-сессия во время которой мы подписали программку:

Tags: опера, театр
Subscribe

Posts from This Journal “опера” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments