Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Черновцы: часть 3 (окраины города: буковинское деревянное и не только)

Окраины Черновцов - т.е. бывшие окрестные села, ныне вошедшие в городскую черту - сохранили ряд интересных памятников буковинского народного деревянного зодчества. К одному из них - церкви Успения Пресвятой Богородицы на Каличанке (1783 г) - мы и отправились на следующий день. Погода, к сожалению, резко испортилась, разве что дождя не было (он разразился к вечеру - как раз к моменту нашего отъезда и города), а так все "прелести" южной зимы – низкое хмурое небо, морось и даже туман - мы в тот день поимели.
Успенская церковь, хоть и построена в XVIII в, т.е. уже после освобождения от османов, принадлежит все к тому же "хатнему" типу деревянных буковинских храмов. Чтобы получше его рассмотреть и сфотографировать, пришлось перебраться через забор, но внутрь церкви мы, в любом случае, не попали - видимо, зимой ее открывают только по большим праздникам или не открывают вообще.
Церковь стоит рядом с обширным старым кладбищем, вернее, несколькими, где похоронены представители различных этнических и религиозных общин Черновцов. Поразительно еврейское кладбище, сохранившее захоронения чуть ли не с XVIII в. Как я уже писала ранее, господствовавшие на Буковине в войну румыны, к евреям относились относительно терпимо, потому и их кладбище не разорили. Теперь это редчайший в Европе образец нетронутого старого еврейского кладбища, по которому можно долго бродить, разглядывая надгробия, покрытые каменной резьбой с замысловатыми символами и сюжетами, а также надписями на идиш.
Через дорогу можно осмотреть старое христианское кладбище, где сохранились немецкие, польские и украинские надгробия и памятники, но здесь колорита все-таки значительно меньше – подобные кладбища много где можно увидеть.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Каличанке (1783 г).


У церкви пятигранная апсида, форму которой повторяет крыша. Дверь и икона над входом.


Рядом по одну сторону дороги находится католическое кладбище.


А напротив через дорогу - большое старое еврейское кладбище.


Рядом со строящейся синагогой самая престижная часть кладбища.


Здесь вместо каменных стел все больше фамильные склепы.


А вот традиционные каменные стелы...


...которые можно рассматривать часами...,




...даже если не очень разбираешься в иудейской символике.


Довольно часто встречаются изображения животных, ...


(порой весьма забавных)...


...фантастических птиц и т.д. Часто встречается также мотив человеческой руки.



Стелы еврейского кладбища - просто энциклопедия каменной резьбы и религиозной иудейской символики.

Вернувшись на Русскую улицу, мы сели в старенький троллейбус и добрались до района Старая Гореча, который и сейчас, судя по выпендрежным особнякам за роскошными кованными железными оградами, населен молдаванами. Метров в 800 от остановки опять же на кладбище (только в этот раз на православном молдавском) стоит самый красивый (если здесь это слово вообще применимо) деревянных храм Черновцов – церковь Вознесения Господня на Горече (сер. XVII в) и ее сильно отреставрированная звонница.

А вот к следующему объекту – каменной Вознесенской церкви на Горече (1765-67 гг) решили пройти пешком. Это заняло у нас с полчаса хождений вверх-вниз по поселковым проулкам, пока наконец мы не выбрались на магистральную улицу Московской Олимпиады (название нас немало удивило – где Черновцы и где та олимпиада!). Отсюда до бывшего монастыря рукой подать – к тому же его видно издалека: в отличие от малозаметных деревянных церквушек, церковь Вознесения - высокий трехчастный храм, увенчанный вычурными барочными куполами. Выстроен он еще до австрийской аннексии, но османское иго в то время уже клонилось к закату, что и сказалось на облике церкви. Храм расписан также в сер. XVIII в. Росписи эти неплохо сохранились – но нам не суждено было их увидеть: дверь оказалась закрыта «на 15 минут», но за те полчаса, что мы ходили рядом, никто с ключами так и не появился.


Церковь Вознесения Господня на Горече (сер. XVII в) - типичный пример буковинской архитектуры в ее молдавском варианте.



Она же со стороны апсиды.


Вознесенская церковь с фасада, рядом звонница - по виду не очень старая.


Церковь стоит посреди молдавского кладбища,...


что понятно даже без чтения табличек.


Старая Гореча - место компактного проживания молдаван, что видно по огромным особнякам, ютящихся на крошечных участках земли.


Роскошные ворота - типичная черта молдавских усадеб.


Традиционные молдавские дома выглядят примерно так. Но их здесь осталось очень мало.


Вознесенская церковь (1765-1767 гг) построена еще до аннексии Буковины Австрией. Она несет в себе черты и украинской, и молдавской народной архитектуры.


Теперь здесь возрожден монастырь, территория очень ухожена. Из всех росписей церкви мы увидели только эти в преддверии - забавные, ничего не скажешь.


Если пройти с полкиломентра от монастыря в сторону улицы Московской Олимпиады и перейти ее, то можно попасть в компактный, но довольно любопытный музей деревянного зодчества Буковины. Сайт гласит, что музей закрыт по пн и вт, а на дворе был как раз вторник, да еще и 2 января. Но неожиданно ворота оказались открыты, и мы смогли войти на территорию. По пути нас встретил местный сторож, взял с нас небольшую плату, объяснил, что музей выходной, все постройки закрыты, но мы можем погулять по территории. Мы и этого не ожидали – думали, придется из-за забора заглядывать, потому с радостью согласились. Музей разбит на два сектора по географическому признаку – Днестровский и Прутский. В целом, традиционные буковинские хаты весьма однотипны и не производят сильного впечатления. Более интересны общественные и хозяйственные постройки: примария (управа) румынского времени, корчма, кузня, ветряные мельницы и т.д. В центральной части экспозиции можно увидеть деревянную церковь Николая Чудотворца из села Драчинцы (построенную хоть и поздно (1810 г, звонница 1786 г), но в традиционном для Буковины «хатнем» стиле. Кроме того, здесь есть реконструированная полуземлянка – примерно в таких жили славянские первопоселенцы в VII-VIII в н.э. От прежнего музея, сгоревшего во время войны, сохранились лишь высокие деревянные ворота румынской работы 1934 г, украшенные глухой резьбой.


Гостей музея встречают вот такие характерные ворота (современной ну или советской эпохи работы, думаю),...


украшенные чудесной резьбой.


Сначала идем в Прутский сектор. Ветряные мельницы из села Шишковцы Новоселицкого района (нач. ХХ в).


Церковь Николая Чудотворца из села Драчинцы (1810 г, звонница 1786 г) - единственный на территории музея культовый объект.


Церковь с другого ракурса. Внутрь мы попасть не смогли, фото старинного аналоя сделано через окно.


Примария - седьская управа румынского периода (1933 г).


Усадьба крестьянина богача из с. Редковцы (30-е гг XIX в).


Усадьба середняка просто немного поменьше.


Ну а здесь жил крестьянин-бедняк (1860 г, Кицмановский р-н).


Это корчма.


В окно сфотографировала, как это выглядело изнутри. Продавец сидел вот за этой деревянной решеткой.


Вид на Днестровский сектор музея.


Соломенная крыша с дымоходом, выплетенным из лозы.


Реконструкция полуземлянки VIII в н.э. - в таких жили восточные славяне на этих землях.


Внутри все крайне аскетично: каменная печь, земляная лежанка, лавки и т.д.



Гуцульские (?) резные ворота, украшенные глухой резьбой и почему-то румынской надписью. Это все, что осталось от первого экспоната музея, - усадьбы, сгоревшей в 1940-е гг. Гуцулы, кстати, в Черновицкой области проживают - на самом западе в предгорьях Карпат.


Полонинская "стая" (постройка для изготовления брынзы и приготовления пищи гуцульскими пастухами на полонинах - высокогорных лугах, где все лето выпасался скот).


Закончив осмотр музея, вернулись в центр города, откуда планировали съездить еще в один пригород – Садгора, также сохранивший деревянную церковь Святого Спиридона Тримифунтского (1773 г). Но принимая во внимание надвигавшиеся сумерки, в конец испортившуюся погоду, варварскую «реставрацию» этой церкви, в результате которой она приобрела совсем не аутентичный вид, а также недостаток времени, решили этого не делать. Остаток свободного времени потратили на более приятные занятия, чем прогулки под дождем по черновицким окраинам, – покупку сувениров и ужин в ближайшем кафе, где можно было заказать блюда буковинской кухни, выпить чего-нибудь горячего и горячительного, а также немного согреться и обсохнуть перед тем, как сесть в киевский поезд.


Черновицкий вокзал австрийского времени очень красив, но сфотографировать его снаружи в светлое время мне не удалось. Вот только немного вокзальных интерьеров сняла.


Буковинская кухня весьма эклектична. Банош с грибами или мамалыга - кукурузная каша, характерная и для румынской, и для венгерской кухни.


Все-таки хорошо, что сами Черновцы я успела снять за день до этого. Оцените, например, как великолепный дом-корабль (т.н. шифа) выглядит в непогоду.
Tags: Укр. Черновицкая область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments