Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Ивано-Франковская область: Коломыя

Коломыя - древний город Галицко-Волынского княжества (первое упоминание - 1240 г), от древности не сохранивший практически ничего. В сер XIV в он, как и все Покутье (междуречье Прута, Днестра и Черемоша) был захвачен Польшей, да так и оставался почти без перерывов в ее составе вплоть до первого раздела Речи Посполитой (1772 г), после чего оказался в Австро-Венгрии. В средние века Коломыя, как и все Покутье, сильно страдала от татарских набегов. Но как ни странно, самый древний памятник, сохранившийся здесь, - деревянная церковь Благовещения. В ее основе находится постройка 1587 года, впрочем, сильно перестроенная в XVIII в. Нынешний облик Благовещенской церкви традиционно гуцульский (трехсрубный крестообразный объем - таких храмов много в Ивано-Франковской области и в восточных районах Закарпатья) сохранился как раз со времен той перестройки. Об этом мы побеседовали с очень дружелюбным местным священником, которого поймали буквально на пороге по окончании службы. Он любезно вновь открыл нам храм – и мы смогли увидеть чудесный золоченый иконостас кон. XVIII в с хорошей работы иконами. Вокруг церкви находится колоритное кладбище с каменными семейными польскими и украинскими гробницами, украшенными скульптурами и рельефами.

На Украине Коломыя - место известное и даже почти имя нарицательное :) Мне трудно подобрать полный аналог в России, но у современного украинца Коломыя, в первую очередь, прочно ассоциируется со всяческой свирепой этнографией (с сильным западно-украинским уклоном): народными промыслами (среди которых особенно выделяются т.н. писанки - расписные пасхальные яйца, здесь есть даже Музей писанки), а также короткими песенками - коломыйками (нечто сродни частушкам). А еще это неформальный центр Гуцульщины, стоящий как бы в ее преддверии, т.к. в горах, где, собственно, и обитают гуцулы, крупных городов нет.


Коломыя. Благовещенская церковь. С годами постройки здесь полная неразбериха - путеводители пишут про 1587 г, но, видимо, храм был радикально перестроен в XIX в.


С апсиды церковь выглядит как типичный гуцульский храм XVIII - XIX в (трехчастный, крестообразный), крытый гонтом.


От XVI в здесь остался вот этот портал, над которым можно увидеть древние граффити.


Звонницу Благовещенской церкви путеводители также относят к XVI в, но вряд ли это так на самом деле (видимо, речь идет о XVIII в).


Иконостас кон. XVIII в, частично переделан в XIX в (в нижней части).


Иконы также кон. XVIII в.


Неоднократно приходилось читать о росписях XVII в внутри, но вряд ли этот орнамент столь древний.


Церковь стоит посреди старинного кладбища.


Семейные гробницы (по-польски "гробовцы").


Эта гробница - одна из самых красивых.



Музей писанки (расписных пасхальных яиц) ранее располагался как раз в Благовещенской церкви, но в 2000-е гг было выстроено вот это оригинальное здание.

Помимо гуцульского деревянного зодчества, в Коломые сохранился и неплохой австро-венгерский центр с небольшими вкраплениями межвоенной польской архитектуры - с красивыми административными, общественными и жилыми зданиями, ратушей сер. XIX в, прекрасным домом 1902 г постройки (где сейчас размещается краеведческий музей), а также храмами: греко-католическим собором Архистратига Михаила (1864 г) и костелом Игнатия Лойолы 1897 г постройки.


От площади Тараса Шевченко начинается старый город.


Здание Коломыйского украинского (100 лет назад, впрочем, здесь говорили: русского) драматического театра построено в нач. ХХ в.


Дом в стиле модерн на улице Театральной.


В чудесном здании 1902 г постройки размещается музей народного искусства Покутья и Гуцульщины.


Оно же с другого фасада.


Австро-венгерские здания часто украшали скульптурой.


Т.н. Народный дом был построен в 1892 г как Сберегательная касса.


И снова роскошная австро-венгерская сецессия с ул. Театральной.


Здесь была городская тюрьма, в которой также отбывал заключение выдающийся украинский поэт Иван Франко, о чем сейчас сообщает мемориальная доска на углу здания.


Бывший монастырь урсулинок (1907 г) - сейчас гимназия им. М. Грушевского.


Еще один фасад гимназии.                                                                       А рядом - костел св. Игнатия Лойолы (1897 г).


На ул. Ивана Франко сохранились и польские межвоенные здания в стиле функционализма...


и здания австро-венгерского времени (также выстроенные поляками).


Проспект Чорновола, чудесные домики в стиле модерн (стилизованные под фахверк).


Историческая застройка проспекта Чорновола и ул. Кобринского


Почти на всем своем протяжении проспект Черновола пешеходный.


Здесь много прекрасных кованых балконов и аутентичных деревянных элементов.


Эту инсталляцию в честь мастера Богдана из Коломыи - первого украинца, уплывшего в Америку в 1608 г, подарил городу Клуб коломыйцев (иммиграция отсюда, в том числе за оекан, всегда была многочисленной).


Ратуша сер. XIX в.


Рыночная площадь и костел Девы Марии (1775 г, перестроен в 1895 г). Сейчас это греко-католическая церковь св. Иосафата.


Этот портрет старой гуцулки завоевал гран-при на международной выставке 1931 г в Париже. Сейчас он стал символом Гуцульщины.


На проспекте Грушевского сохранились старые торговые лавки.



Застройка ул. Ивана Франко и башня костела Игнатия Лойолы (1897 г).

На прогулку по городу мы потратили те пару часов, которыми располагали до отправления автобуса на Черновцы. Но этот замечательный город с совершенно отличной от остальной Западной Украины исторической судьбой заслуживает отдельного рассказа, который вряд ли удастся вместить в один пост.
Tags: Укр. Ивано-Франковская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments