Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Рязанская область, ч.1: Касимов и окрестности (татарское наследие)

Достопримечательности Рязанской области вообще отличаются разнообразием, но, пожалуй, город Касимов и окрестности – одно из самых необычных мест во всей Центральной России, если смотреть с этого ракурса.
Основанный в 1152 г Юрием Долгоруким, в сер. XV в Городец Мещерский (так назывался тогда город) был пожалован беглому татарскому царевичу сыну золотоордынского хана Улу-Мохаммеда Касиму, поступившему на службу к русскому царю Василию II Темному.  Царевич пришел не один, а со свитой. Все они поселились в городе и окрестностях, обустроились, возвели мечеть и стали жить по своему обычаю. До сих пор в Касимове сохранилась историческая мечеть XVIII в, выстроенная на фундаменте той мечети XV в, а вот ее минарет дошел до нас в первоначальном виде с 1467 г. В мечети нынче размещается музей касимовских татар, а на колокольню можно взобраться за плату. В паре шагов отсюда сохранилось также текийе (мусульманская гробница) Шах-Али хана (1555 г), где похоронены несколько членов ханской семьи. Поскольку в Касимове я не впервые, то в этот раз посещением всех этих объектов я пренебрегла в силу нехватки времени.
Вокруг мечети располагается бывшая татарская слобода, где и сейчас можно увидеть особняки татарской знати - Шакуловых, Акимовых, Кастровых и т.д. Интересны и татарские лавки (торговля была основным занятием татарского населения), которые в изобилии разбросаны не только по кварталу, но и по всему городу.
Интересен также район между улицами Татрская и Нариманова – здесь есть несколько сохранившихся татарских усадеб, а также действующая и сейчас мечеть 1906 г постройки. Татар в Касимове сейчас осталось человек 400 от силы, но, думаю, при нынешнем состоянии рынка труда в России у мечети нет недостатка в верующих.


Касимов. Татарская слобода. Мечеть XVIII в и минарет 1467 г - старейшее здание Касимова.


Мечеть XVIII в и минарет 1467 г.


Крыльцо мечети вполне классицистическое.


Текийе (мусульманская гробница) Шах-Али хана (1555 г).


Оформление портала текийе и молитва на нем.


Татарские лавки раскиданы по всему городу.


Много их и на улице Советской.

А мы направляемся в Татарский квартал.

Усадьба на ул. Ленина и ее наличник.


Дом татарского просветителя Закира-ходи (нач. ХХ в).


Ворота татарской усадьбы с ул. Нариманова.


И снова татарская лавка с традиционным круглым отверстием на фронтоне.


Новая мечеть 1906 г. Рядом находится татарское кладбище, но я туда, к сожалению, не дошла.

И снова особняки и их детали с улицы Татарской:



Такие крыльца характерны для этого района - вероятно, татарское влияние.


Еще один татарский дом с пл. Победы с таким же характерным крыльцом. Еще одно такое же крыльцо с ул. Пушкина.


И резной декор на больших деревянных домах также необычный.


Богатый татарский особняк.


Еще одна татарская усадьба с пл. Победы.


Дом богатого татарского купца Кастрова на пл. Победы.


Дом татарского купца Кастрова (1837-1844 гг) построен по проекту местного архитектора-самоучки И. Гагина и сейчас находится на реставрации.


Усадьба Кастрова на берегу Оки издалека.

В прошлый раз, когда я приезжала сюда в составе организованной группы, нас не повезли к т.н. дальнему текийе – и понятно почему. Ездили мы тогда на один день, да еще в конце октября, так что для этого не было ни времени, ни возможности. Это сейчас к текийе Авган-Мохаммед-хана (1648 г), что на противоположном конце глубокого оврага в отдаленной части Касимова, можно проехать – правда, выехав из города в сторону Елатьмы и сделав приличный крюк через села Беркеево и Ахматово (названия их, как видите, также не славянские). А еще несколько лет назад пришлось бы идти пешком около полутора километров или преодолевать очень крутой подъем, который по зубам не каждому автомобилю. Текийе XVII в стоит в поле на окраине города – и, несмотря на сохранившуюся форму мусульманского мавзолея, его декор однозначно напоминает русское узорочье – те же килевидные порталы и наличники, те же филенки, колонки и бочонки. На мой взгляд – это один из ярчайших образцов смешения архитектурных традиций разных народов и религий, сосуществовавших веками бок о бок.
Касимовское ханство просуществовало до 1681 г, когда умерла последняя его правительница Фатима-Султан. Потом оно было присоединено к дворцовым волостям.

Далее по дороге на Елатьму можно осмотреть бывшие татарские села - Ахматово, Большой Кусмор, Курмыш и др. Вряд ли здесь сейчас сыщешь много татар. Есть тут интересная особенность: перед многими домами стоят небольшие каменные постройки явно хозяйственного назначения. И сейчас местные жители хранят в них овощи и прочие припасы или используют как сараи.
Сам же город Елатьма, известный с 1381 г, нынче для туриста представляет интерес весьма умеренный – мы остановились лишь на центральной площади, где сохранилось несколько старых особняков и сильно перестроенные торговые ряды.


Текийе Авган-Мохаммед-хана (1648 г) стоит посреди бывшего татарского кладбища.


Текийе поближе, здесь можно рассмотреть его богатый декор.


ИМХО этот декор портала и наличников совсем не татарский, а больше напоминает русское узорочье (сравните его, например, с аскетичным оформлением текийе 1555 г)


Мусульманская молитва над порталом.


Текийе сейчас закрыто, но внутрь можно заглянуть через окна.


Село Которово также сохранило вот по такие кирпичные сооружения перед домами. Они имели хозяйственное предназначение и защищали ценное имущество от пожаров.


Да и сейчас местные жители хранят здесь урожай или всякую утварь.


Старых кирпичных домов в селах сохранилось не так много, вот один из них. И деревянный колодец из села Ермолово.


Еще один каменный дом кон. XIX в в селе Лазарево.


Ермолово. Очень интересной архитектуры церковь Успения Пресвятой Богородицы (1795 г). Храм необычен, как и все, что построено по заказу владельца заводов в Гусе-Железном И.Баташева.


Подъезжаем к бывшему татарскому селу Большой Кусмор.


Здесь тоже сохранились те самые сарайчики.


Проезжаем Большой Кусмор.


Елатьма не имеет татарского колорита, да и вообще не слишком интересна. Вот ее центральная площадь с торговыми рядами XIX в.


Центральная площадь Елатьмы. Особняк XIX в.


Елатьма. Церковь Троицы Живоначальной очень старая (1631 г), но в таком виде это неочевидно.


Вот так выглядит сейчас бывшее татарское село Большой Кусмор, где каменных сарайчиков осталось особенно много.
Tags: Россия, Ряз. Касимовский район, Рязанская область, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Рязанская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “Рязанская область” Tag