Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

От озер Страны Полночной: Каргополь (историко-архитектурный и художественный музей)

Каргополь – интересный северный город, известный с 1379 г года. Он сохранил массу интереснейших памятников – деревянных и каменных гражданских построек, а также церквей (только каменных, к сожалению, но от того не менее интересных). Подробно писать о городе в этот раз я не буду, поскольку уже рассказывала о нем два года назад. Приведу только несколько фотографий тех памятников, что не попали в предыдущий отчет, ну или попали с не самого удачного ракурса.


Дом лесопромышленника Отто (кон.XIX-нач.ХХв).


В этом доме купца Вешнякова (кон. XVIII в) сейчас располагается центр народных ремесел "Берегиня".


Дом купца Блохина (кон.XIX-нач.ХХв) - административное здание музея.


В центре Каргополя много деревянного классицизма.


Но есть и традиционные деревянные дома (этот - II пол. XIX в)


...с интересными наличниками - оба II пол. XIX в.


Полоскальни на берегу Онеги.


Вот так они выглядят изнутри. Сохраняют их как памятник - судя по оснащению дома, где мы остановились, современным каргополам такие полоскальни без надобности :)


Собор Рождества Богородицы (1678-1680гг). В церкви, которая никогда не закрывалась, сохранился прекрасный иконостас.

Каргопольский историко-краеведческий музей разместил свои экспозиции в четырех зданиях, три из них – церкви. О великолепной коллекции расписных «небес» в Христорождественском соборе XVI в и небольшой, но интересной экспозиции икон «северных писем» и церковной деревянной скульптуры, что находится в классицистической церкви Зосимы и Савватия, можно почитать здесь. А вот на основное здание, где размещается этнографическая экспозиция, времени у нас тогда не хватило, потому в этот раз я выделила на нее время – причем сразу скажу, что запланированного часа мне не хватило, так что еще одной экспозицией – археологической, что во Введенской церкви, – пришлось пожертвовать.
В основном здании музея можно подробно ознакомиться в различными видами народного искусства Каргополья. Каргопольской игрушки, как ни странно, в музее немного (впрочем, мы на нее в прошлый приезд насмотрелись). Зато расписных прялок шесть (!) видов – на каждом тракте (Санкт-Петербургском, Ошевенском, Московском, Плесецком и .д.) прялки вырезались и расписывались по-разному. Роскошное собрание расписной крестьянской мебели – в основном, шкафов, столов и сундуков – не может не вызвать восхищения.


Глиняные игрушки (40-60-е гг ХХ в).


Расписной берестяной брачный венец (I пол. XIX в).


Филенка иконостаса (XVIII в) из Никольской часовни Лядинской волости.


Шкаф-поставец XVIII в.                                                     Расписной киот (XVIII в).


Скобкарь (чаша для хмельных напитков) XVIII в.


Расписная "тощая" свеча из села Тихманьга (XVII в). Таких напольных поставцов для свечей осталось очень мало - со временем их вытеснили металлические подсвечники. И забавный столик кон. XIX в.


Прялкм Питерского тракта из Тихманьги часто украшались кустом и фигурками людей (сын мастера служил на "Авроре").


Прялки Пудожского тракта украшались росписью и резьбой.                 Прялки Архангельского тракта отличались красивыми рядами нижних подвесок.


Прялки Ошевенского тракта часто украшались фигурками львов.


Задняя сторона этих прялок часто красилась в один цвет, а внизу в миниатюре повторяется рисунок лицевой части.


Расписной сундук XIX в.


Филенки шкафов работы выгорецких мастеров (озеро Выг - крупный центр старообрядчества) имеют особые сюжеты: изображения птицы сирин и аллегорических сюжетов.


Аналой клиросный (кон. XVIII - нач. XIX вв).                                                Филенка двери (1902 г).


Расписывались также дуги конных экипажей.


Расписывали на Каргополье и посуду и мебель (кон. XIX - нач. XX вв).


Шкаф-заборка кон. XIX в.


Еще один щкаф XIX в.


И его филенки.


Еще расписные фиенки с разными животными.


И еще шкафы XIX в.


Филенки шкафа со львами. Один почему-то подписан "волк".

В музее также собрана богатейшая коллекция народного костюма и каргопольской вышивки (тамбурным швом, гладью и т.д.). Есть также пара витрин с золотым шитьем и церковными облачениями.


Стихарь XIX в и фелонь XVII-XVIII вв.                                                           Накидка на аналой XVIII-XIX вв с золотным шитьем.


Воздух (II пол. XIX в) и покровец "Распятие" XVIII в.


Замечательные женские костюмы, украшенные каргопольской вышивкой (кон. XIX в).


Девичий праздничный костюм кон. XIX - нач. ХХ в выглядел как-то попроще (рубаха,юбка, душегрея, перевязка).


Вышивка кон.XIX - нач. XX в: птицы, животные, орнаменты...


Замечательный образец каргопольской вышивки тамбурным швом.


И снова традиционная вышивка кон. XIX в, в которой часто схематично изображались люди и животные.


Прекрасные каргопольские кокошники, украшенные бисером и жемчугом (кон. XIX в) - по-моему, это очень изысканно.


Перевязки (кон. XIX в - нач. ХХ в).


Коруна XIX в.


Перевязка кон. XIX - нач. ХХ в сделана с большим вкусом.


И еще головные уборы XIX в (3 сороки и 1 сдериха).


Еще головные уборы с золотым шитьем и вышивкой бисером (XIX в).

 
Золотное шитье: платок золотной II пол. XIX в и платок 1810 г с вышитой надписью.


И еще золотное шитье: позумент кружево и пояс кон. XIX - нач.ХХ вв.


Женский праздничный костюм с кокшником и золотным платком (сер.- кон. XIX в). И еще один прекрасный образец женского костюма с сарафаном. украшенным холотным кружевом, и рубахой с вышитыми оплечьями (XIX в).

Отдельный зал посвящен производству и обработке льна и окраске льняных тканей, на которой разбогатели некоторые местные купцы. В общем, диву даешься, насколько разнообразными были занятия местного населения еще сто лет назад – такого количества различных народных ремесел и промыслов мне не известно ни в одном регионе России. Ну и количество того, что сохранилось, не может не удивлять – причем, смотрительница рассказала, что в запасниках лежит еще больше, так что музейщики имеют возможность постоянно обновлять экспозицию.


Набивные доски и образцы тканей. Цветов, как видите, было немного, так как испоьзовался, в основном, краситель индиго.


Бочки для замачивания тканей, камни для нагревания и утюги. Ну и снова образцы тканей.


И снова набивные доски.


Инструменты для набивания краски и накатывания узора.
Tags: Арх. Каргопольский район, Архангельская область, От озер Страны Полночной, Россия, музеи, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “От озер Страны Полночной” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments