Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

От озер Страны Полночной: восточное Обонежье (Челмужи, Пяльма, Пудож, Водлозеро)

Покинув Заонежье, вдоль восточного берега Онежского озера двинулись в сторону Пудожа. Первоначальный план с ночевкой в палатке не территории Водлозерского Национального парка был отвергнут из-за моей простуды и выработавшейся у всех членов экспедиции привычки к комфорту : ) Решено было остановиться в гостинице в Пудоже, что экономило нам в этот день еще пару часов.

Шатровая Богоявленская церковь в деревне Челмужи относится к древнейшим деревянным памятникам Карелии - дата строительства 1605 г. Кроме древности она замечательна и своей прекрасной архитектурой, и красивыми резными деталями, и чудесными видами на Онежское озеро. Жаль только, что открыта она бывает лишь утром в воскресенье, а мы приехали в четверг.
Следующую остановку сделали на Челмужской косе, поросшей замечательным сухим хвойным лесом. И хотя лето в этом году выдалось короткое и малоснежное дождливое и холодное, и даже песчаный пляж из-за высокой воды оказался затоплен, место это все равно облюбовано апологетами палаточного отдыха. Потому все окрестные черничники тщательно обглоданы, а грибы в радиусе нескольких километров собраны.
После этого направились в деревню Пяльма, где сохранилась часовня Ильи Пророка (1720-е гг), несколько старых домов северного типа и чудесный на вид очень хлипкий мостик с деревянным настилом, по которому В. провез нас на автомобиле ради острых ощущений.

Поселившись в гостиницу и поужинав, вечер потратили на прогулку по городу Пудожу, где, впрочем, несмотря на солидный возраст поселения, интересного осталось крайне мало: несколько старых деревянных и каменных домов (в одном из которых размещается местный музей, куда мы в урочное время не попали), да сильно перестроенная деревянная церковь Александра Невского (1903 г).


Крыльцо Богоявленской церкви в Челмужах (1605 г, но крылько, конечно, более позднее).


А вот традиционный вид с крыльца на озеро - всегда выигрышный ракурс.


Богоявленская церковь в Челмужах (1605 г) со стороны крыльца и со стороны апсиды.


Алтарная часть не пристроена, а сплошная. Двускатная крыша покрыта небольшой бочкой.


Несимметричные окна - тоже очень архаичная черта.


Церковь стоит у впадения реки Немина в Онежское озеро.


Старых домов в оживленных Челмужах мало.


Вот редкий экземпляр - традиционный восьмистенок.


Зато остался старый мост, по которому из нового поселка Челмужи можно попасть в историческое село, где и стоит церковь. Раньше по нему можно было даже ездить на автомобиле, но сейчас только пешком.


Челмужская коса, хоть и многолюдна, но очень живописна.


Деревянное в этом краю почти все - даже забор зоны 1930-х годов постройки.


Повенец. Тот самый Беломорканал, изначально вырытый руками заключенных в 1930-е гг с использованием самых примитивных орудий.


Рядом в 2004г в память о погибших на строительстве Беломорско-Балтийского канала из железобетона и дерева была выстроена эта необычная церковь Николая Чудотворца.


Деревня Пяльма. Удачных пропорций Ильнская часовня (1720-е гг) с интересными деревянными воротами ограды.


Часовня изнутри.


Вид на реку Пяльма со звонницы.


Через реку перекинут деревянный мост на железных опорах - ездить по нему на автомобиле безопасно, но, на первый взгляд, страшновато.


В Пяльме много старых домов - вот один из самых интересных экземпляров.


Пудож. Бывшая уездная земская управа (нач. 1910-х гг -1918 г). Сейчас в этом доме размещается местный краеведческий музей.


А вообще, достопримечательности Пудожа весьма скромны - как эта лавка купца Овчинникова (кон. XIX - нач. ХХ в), например.


Или эта торговая лавка 1890 г.


Пудож. Жилой дом (кон. XIX -нач. ХХ вв).


Пудож. Дом купца Базегского (кон. 1870-х гг) - первое каменное здание города. Еще недавно здесь был детский дом, но сейчас его перепрофилируют.


Торговая площадь. Дом священника (кон. XIX в) в зарослях иван-чая.


А вот чайная лавка купца Егорова (1901 г, реставрация 1960-х гг).


Пудож. Церковь Александра Невского (1903 г) построена на средства купца Базегского.

Центр Водлозерского Нацпарка деревня Куганаволок находится в 60 км от ближайшей трассы, и ведет туда грейдер весьма среднего (а в дождливую погоду - и очень плохого) качества. Дастер преодолел его чуть меньше чем за пару часов – но мы спешили, т.к. в 11.00 на местной пристани нас ожидал катер на Ильнский погост, о котором мы заранее договорились с администрацией нацпарка.
Водлозеро встретило нас хмуро, но для этих краев, похоже, это обычное дело. Плыли мы до Малого Колгострова где-то полчаса, попали в полосу дождя, но на самом острове дождя не было. Зато были полчища  злых и голодных комаров (несмотря на то, что лес здесь, в основном, хвойный), которые ели нас поедом все наше короткое пребывание на острове, так что не повторяйте наших ошибок – не забывайте баллончик с репеллентом на берегу.
Ильинский погост – храм 1798г, обнесенный оригинальной деревянной оградой с воротами и башенками. Оград таких сохранилось очень мало (мне известно всего о трех) – даже кижская воссоздана как раз по образу и подобию водлозерской. Сама церковь была сильно перестроена в кон. XIX в – тогда вместо обветшавшего шатра появился нынешний кубоватый купол, являющийся яркой особенностью памятника.
От внутреннего убранства на месте ничего не сохранилось – иконостас и «небо» в храме новые. Интеллигентный священник, отрывший нам церковь, сообщил, что до 60-х годов сохранялось оригинальное «небо», но потом его увезли то ли в Кижи, то ли в Петрозаводск. Выставляется ли оно ныне или лежит в запасниках – вопрос (я уже писала, что основные карельские музеи в эту поездку мы не посещали). Местный священник (по-видимому, монах возрожденного недавно монастыря) оказался человеком не только образованным, но и очень наблюдательным. Он рассказал массу всего интересного – из того, чего не прочитаешь ни в одной книге. И о водлозерах – смешанном славянском (новгородском) и финно-угорском населении этого края, среди которых до сих пор можно различить новгородский тип. Когда-то жизнь на острове била ключом, здесь и в окрестностях было несколько больших деревень, даже проводилась Ильинская ярмарка. С упадком Великого Новгорода местные водные пути сообщения (через Водлозеро добирались из Новгорода на Кенозеро) утратили свою былую значимость, и места эти оказались надолго изолированы - вплоть до 80-х годов прошлого века сюда не было никакой сухопутной дороги, добирались пешком, на лошадях или на гидросамолете, потому неудивительно, что в местных деревнях сохранились очень архаичные типажи. Также священник рассказал, что на соседнем Большом Колгострове, где у монахов пасека, живет медведь (!) – и пасека цела лишь потому, что местные медведи ввиду отсутствия диких пчел никогда не пробовали мед и не знают, что это такое.
На Колгострове случались и трагические происшествия – в конце 1990-х гг на озере выпали из лодки и погибли два монаха, зимой 2003 года принятыми ранее на послушание уголовниками был убит единственный проживавший тогда на острове монах – отец Нил (его могила находится у церкви). Сейчас здесь проживает несколько иноков – так и легче, и безопасней. Да и вообще, места там суровые, климат тяжелый, способствующий обострению разных хронических заболеваний. Плюс энцефалитные клещи в сезон свирепствуют. Ну и комары-людоеды тоже - это мы в полной мере испытали на себе : )
И тем не менее, нам захотелось сюда вернуться. По словам нашего капитана, в деревнях на берегах Водлозера сохранилось много деревянных часовен, да и сами деревни в такой глуши очень аутентичны и интересны. Так что обдумываем идею на следующий год приехать туда покататься по озеру. Ну и другие места Пудожского района вызывают интерес – те же онежские петроглифы, например, к которым вроде как пудожский музей возит туристов. В общем, мысль интересная, нужно будет обдумать.
А мы, вернувшись на трассу, вскорости покинули пределы Карелии и отправились на восток в Архангельскую область, об озерной части которой и будет мой дальнейший рассказ.


Колгостров. Ильинский погост (1798 г) и его оригинальная ограда. Кубоватый купол и трапезная появились в результате перестройки погоста в кон. XIX в.


Он же с другого ракурса.


По бокам от ворот размещаются торговые лавки, где местные крестьяне выставляли свой товар во время проводившейся здесь ярмарки.


Так ворота выглядят изнутри.


Рядом с церковью находится старое кладбище. К сожалению, за недолгую историю возрожденной обители на нем появилось несколько ноых могил. А это старые кресты, собранные здесь.


ограда местами разрушается.


Ильинская церковь со стороны апсиды...


... и вид всего комплекса от колокольни.


"Небо" внутри новое, старое хранится где-то в запасниках Кижского музея.


От старого остались только тябла с орнаментом.


На острове растет уникальная многоствольная береза, которую называют "12 апостолов".


Вид на Водлозеро с погоста.


Покидаем Ильинский погост.


И направляемся назад.


Острова на Водлозере.


Куганаволок. Причал.


В парке есть несколько турстоянок. С одной открывается вот такой чудесный вид на озеро.


Река Водла соединяет Онежское и Водлозеро.


Куганаволок. Чайки на деревянном причале.
Tags: Карел. Водлозерский парк, Карел. Медвежьегорский район, Карел. Пудожский район, Карелия, От озер Страны Полночной, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “От озер Страны Полночной” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments