Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

От озер Страны Полночной: Заонежье, ч.3 (вокруг Кижей и Кижское ожерелье)

На заплыв по Кижскому ожерелью (за исключением самих Кижей) потратили часов шесть. Возил нас на своем катере Александр из Типиниц, с ним также можно договориться и о поездке на Кижи (кстати, это будет дешевле и ближе, чем на метеоре из Петрозаводска - но это если вы добрались до Типиниц). А так, если бы в нашу программу были включены сами Кижи, нужно было бы продлить пребывание в Заонежье еще на целый день. Ведь помимо знаменитого погоста, на острове собраны памятники деревянного зодчества со всей Карелии: церкви, часовни, дома, хозяйственные постройки, мельницы и т.д. Вся экспозиция размещается по всему острову, территория которого весьма велика. Самый отдаленный конец музея – т.н. Пудожский сектор, где собраны дома и часовни из деревень Пудожского района Карелии. Александр даже предлагал нас там высадить, но мы решили, что Кижи заслуживают отдельной большой поездки, которую в текущей ситуации сочли нецелесообразной. Во-первых, и я, и В. прежде там бывали, во-вторых, главную «изюминку» острова Преображенскую церковь уже несколько лет перебирают, да не просто так, а по немецкой технологии: ярус за ярусом, при этом как бы «подвесив» храм на железные опоры. Выглядит это, мягко говоря, своеобразно, да и времени займет еще не один год, видимо. Так что на Кижи сейчас ехать никому не советую. Зато, когда переборку завершат (обещают открыть церковь в августе 2020 года), сама туда рвану при первой возможности: скорее всего, тогда же начнут пускать туристов внутрь - в 2008 году во время моего визита на Кижи, туда уже войти было нельзя из-за аварийного состояния памятника.
Но близко к острову Александр нас все-таки подвез, чтобы мы смогла посмотреть, что из себя нынче представляет главный музей Карелии. В принципе, ничего неожиданного – реставрация Преображенского храма идет своим чередом, остальные памятники в порядке, ну и народу валом, как обычно. Впрочем, в отличие от зоны погоста, отдаленные концы острова вполне себе безлюдны – гулять здесь можно спокойно и в свое удовольствие.


Кижский погост (Покровская церковь (1764 г), колокольня (1862 г), Преображенская церковь (1714 г), ограда воссоздана в 1959 г по образу и подобию ограды водлозерского погоста, который мы посетили через несколько дней) нынче выглядит вот так. Преображенская церковь перебирается уже на уровне среднего яруса куполов. Но даже, увидев ее в таком виде, нетрудно поверить в легенду о строителе храма мастере Несторе, выбросившем по окончании строительства топор в озеро со словами: "Не было, нет и не будет такой церкви".


Кижский погост с другой стороны и поближе.


Издалека погост смотрится тоже здорово.


Кижи. Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (до 1391 г) - древнейшая сохранившаяся деревянная постройка России. Вокруг нее традиционно много народу.


Часовня Михаила Архангела (I пол. XVIII в) из деревни Лёликозеро).


Кижи. Дом Елизарова из деревни Середка (1860-1880 гг) и баня перед ним.


Кижи. Жилой дом XIX в и часовня Спаса Нерукотворного Образа из деревни Вигово (I пол. XVIII в).


Кижи. Часовня Успения Богородицы из деревни Васильево (сер. XVII в).


Кижи. Жилые дома XIX в.


Речной вокзал о-ва Кижи нынче, судя по всему, не используется.


Пудожский сектор заповедника Кижи.


Кижи. Парусник у пристани.

Безусловно, Кижский погост – самый выдающийся в России памятник деревянного зодчества, и рассматривать его можно долго даже с воды. Но наш путь лежал на Большой Климецкий остров в деревню Воробьи к часовне Кирика и Иулиты (II пол. XIX в), которая также принадлежит музею. Еще одна часовня на этом же острове - Знамения Божией Матери (II пол. XVIII в), что в урочище Корба.
Потом добрались до Малого Лёликовского острова, что в Кижских шхерах, на котором в 1886 г на средства местного крестьянина была построена замечательно украшенная резьбой церковь Ильи Пророка с элементами эклектики. Сюда мы даже попали внутрь и посмотрели на красивый золоченый иконостас – в церкви дежурил местный житель, с которым Александр и В. долго общались, расспрашивая его о житье-бытье на острове, об отношениях с музеем (не всегда безоблачных), о проблемах и радостях островного отшельничества. Оказалось, что этот человек пишет стихи, он даже прочитал несколько строф, стоя на крыльце церкви. Я, конечно, сейчас не воспроизведу слова, помню только, что размер и рифма соблюдались в них довольно точно. «Стихи такие хорошие пишет - с обидой»,- заметил Александр, когда мы отплыли от острова - по-моему, лучше и не скажешь.


Знаки створа на Онежском озере тоже деревянные - они реально используются для навигации.


Большой Климецкий остров, часовня Кирика и Иулиты (II пол. XIX в) с разных ракурсов. Интересный вынос под крыльцо.


Самцовая конструкция крыши характерна для большинства заонежских часовен.


Старый традиционный дом в Воробьях.


Ветряная мельница в деревне Середка (1928 г).                                   Часовня Знамения Божией Матери в урочище Корба (II пол. XVIII в)  


Так часовня Знамения Божией Матери в урочище Корба (II пол. XVIII в) выглядит с воды.


Вид с крыльца часовни.


Село Сенная Губа. Храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца (1810 г) и Тихвинской иконы Божией Матери (1848 г). Как видите, архитектура не слишком впечатляющая, потому здесь мы не высаживались.


Лёликово. Церковь Ильи Пророка (1886 г).


Наличники церкви с элементами эклектики очень интересные


Вид со стороны колокольни и со стороны апсиды.


Традиционный вид на озеро с крыльца церкви.


Золоченый иконостас Ильинской церкви в Лёликово сохранил даже пару старых икон.


У церкви сохранились старые захоронения, в том числе и строителя церкви. Не буду утверждать, что это его.


С этого ракурса резной декор Ильенской церкви (1886 г) в деревне Лёликово виден хорошо.

Следующую высадку совершили на материке у деревни Подъельники, где находится поздняя (II пол. XIX в), но оттого не менее прекрасная музейная часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы. Вида она какого-то совершенно сказочного. Здесь проложена также экологическая тропа, но нам нужно было спешить дальше.
На острове Еглов сохранилась часовня Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (кон. XVIII - нач. XIX вв), которая стоит посреди заливного луга, где когда-то косили траву жители исчезнувшей ныне деревни.
Последним объектом поездки стала часовня Петра и Павла в деревне Насоновщина, что на Волкострове, – самая старая (кон. XVII в), сложная и интересная из всего ожерелья. Часовня также принадлежит музею и отличается уникальной галереей-гульбищем и архаичными наличниками окон.


Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (II пол. XIX в) в деревне Подъельники имеет традиционную ограду из валунов.


Часовня Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (кон. XVIII - нач. XIX вв) в деревне Еглово красиво стоит посреди заливного луга.


Вид с крыльца традиционно очень выигрышный.


Навигация на Онежском озере в августе активна...


...и разнообразна.


Подплываем к Волкострову. Деревня Насоновщина


На деревянном пирсе нас встречают дикие утки.


Часовня Петра и Павла в деревне Насоновщина на Волострове (кон. XVII в). У часовни уникальная выносная галерея-гульбище, колокольня с изящной резьбой...


  ...и архаичные наличники окон типа "сливная доска". Еще наличники и некогда раскрашенные резные столбики.


У соседнего дома интересное крепление ставней (но нужно соблюдать осторожность - в доме живет в меру агрессивный персонаж, который к фотографированию дома относится весьма болезненно). На берегу можно увидеть вот такой традиционный северный восьмистенок.


Возвращаемся в Типиницы.


Часовня Петра и Павла в деревне Насоновщина, что на Волострове, - самая древняя из всего ожерелья (кон. XVII в) и отличается самой интересной архитектурой.
Tags: Карел. Заонежье, Карел. Медвежьегорский район, Карелия, От озер Страны Полночной, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “От озер Страны Полночной” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments