Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

От озер Страны Полночной: вепсский музей в Шелтозере, Кондопога и район, озеро Сандал

Хоть вепсов и относят к малым народам, но все-таки их несколько тысяч человек (динамика, правда, плохая - народ сокращается). Ареал их расселения довольно велик – есть анклавы в Ленинградской, Тверской и Вологодской областях и в Карелии. Шелтозеро – своеобразная столица северных поонежских вепсов, хотя и здесь их уже менее половины населения: урбанизация не способствует сохранению малых народов, в городах они быстро теряют национальные корни и русифицируются.
В этой связи Вепсский этнографический музей в Шеотозере особенно важен – это еще и местный культурный центр, который помогает сохранять стремительно исчезающие традиции и позволяет народу помнить о своих корнях. Музей создан по инициативе и на базе коллекции Рюрика Лонина, простого рабочего-вепса, всю жизнь собиравшего старые вепсские артефакты. Экспозиция размещается в недавно отреставрированном доме Мелькина (XIX в) – прекрасном образце богатого вепсского жилища, украшенном резьбой, балкончиком и традиционными наличниками. Экспозиция в целом интересная (хотя мы ходили без экскурсии, экскурсовод была в отпуске) - рассказывает о жизни, быте, традициях и занятиях онежских вепсов. Много старой домашней утвари, инструментов, орудий труда, есть народные костюмы (хотя и немного). В Шелтозере есть также любительский хор, исполняющий вепсские народные песни (диски можно купить в музее). Издается газета «Кодима» на вепсском и русском языках.

Столицу Карелии Петрозаводск проехали без остановок на осмотр достопримечательностей, которых здесь, впрочем, немного (к тому же, мы с В. тут бывали ранее). Я бы, конечно, посмотрела местные музеи, но в этот раз решила этого не делать – раз уж у нас автомобильная поездка, лучше было потратить время на более отдаленные и труднодоступные объекты, а до больших городов всегда можно добраться общественным транспортом.


Дом Мелькина XIX в.



Его балкон и наличники.


Детали дома Мелькина и деревянный "идол" перед ним (затрудняюсь сказать, что он означает - вепсы были обращены в христианство еще при Новгородской республике, одними из первых среди финно-угорских народов).


Дом Мелькина сзади - хозяйственная часть по традиции пристроена к жилой, слева въезд для телеги с лошадью.


Вход на подворье.


Вепсские свадебные костюмы.


Капканы. Охота была одним из главных занятий вепсов.


Печь в доме русского типа. Уук - переход из жилой части в хозяйственную. Здесь молодожены проводили первую брачную ночь.


Подойники - деревянные сосуды для молока.


Баня по-черному традиционно использовалась вепсами.


Лодка (воссозданная) и сани.


Экспозиция, посвященная кузнечному делу.


Вепсский язык звучит очень красиво. Сейчас в нем принята латиница, но до 20-х гг ХХ в он был бесписьменным - и первая азбука была кириллической. Прописи вепсского языка - наверное, советские, потому что тоже кириллические.


Здание Музыкального театра Республики Карелия. К сожалению, ни на театр, ни на музеи здесь времени у нас не было.

По отличному скоростному шоссе довольно быстро добрались до Кондопоги, где на окраине на месте бывшего одноименного села на берегу Кондопожской Губы Онежского озера стоит замечательная Успенская церковь (1774 г), неплохо сохранившая интерьер (иконостас и расписное «небо» XVIII в). Церковь нынче музеефицирована, потому попадание внутрь не вызывает трудностей.
Неподалеку от Кондопоги в селе Мянсельга можно увидеть деревянную кладбищенскую часовню Казанской иконы Божией Матери (1750 г) клетского типа с трапезной и шатровой звонницей.
Город Кондопога расположен на перешейке между двумя озерами – Онежское и Сандал. К берегам последнего и лежал наш путь. По дороге лишь сделали небольшой крюк к Кивачу – высочайшему равнинному водопаду Европы (10,7 м) и одной из основных достопримечательностей Карелии, вокруг которого организован национальный парк и создана развитая туристическая инфраструктура. Место красивое, но народу уж слишком много – не помедитируешь особо наедине с природой.


Расписное небо XIX в и иконостас кон. XVIII - нач. XIX вв Успенской церкви в Кондопоге.




На "небе" изображены архангелы, в образе процессии священнослужителей, ...


осуществляющих евхаристию при первосвященнике Иисусе.


На парусах "неба" изображены евангелисты.




Часть икон иконостаса расчищены и отреставрированы, тябла иконостаса расписаны, Царские врата украшены резьбой.


Паникадило старое, еще свечное.


Трапезная Успенской церкви (1774 г).


Успенская церковь в Кондопоге (1774 г) красиво стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера.


Вид на Онежское озеро с крыльца церкви.


Часовня Казанской иконы Божией Матери (1750 г) в деревне Мянсельга стоит посреди кладбища.


Водопад Кивач на реке Суна (высота 10,7 м на протяжении 179 м) популярен и у туристов, и у поэтов.

Прибыв на базу «Сандал», заселились в номера и стали решать вопрос с лодкой на Лычный остров. Оказалось, что плыть на следующее утро не слишком удобно из-за  выходного дня. Нам предложили сплавать прямо сейчас – и хотя был уже вечер, мы согласились, так как световой день в августе в этих местах еще довольно длинный. К тому же погода стояла солнечная и тихая, дождя не было – а в вопросе водных экскурсий такими моментами грех пренебрегать, мало ли какие сюрпризы готовит день грядущий (кстати, здесь мы оказались правы – друзья В., плававшие на Лычный на следующий день, трижды возвращались обратно из-за разыгравшегося на озере небольшого шторма, изрядно пугавшего их капитана таджика Ибрагима).
Нашим же капитаном, которого небольшой шторм едва ли испугал бы, был веселый и бесшабашный молодой человек из Санкт-Петербурга по имени Максим, гнавший катер по волнам на приличной скорости. Когда на обратном пути на плесе поднялась волна, нас обдало брызгами с ног до головы, так, что в Сандале мы, можно сказать, также искупались, пусть и не по своей воле :)
На высоком месте Лычного острова стоит прекрасный и древний шатровый храм Петра и Павла – к тому же, один из древнейших в Карелии (1620 год!). Состояние церкви не самое радужное – видимо, месами просел фундамент, сруб довольно сильно «повело», появились трещины, потому во время последней реставрации его стянули железными опорами. Церковь открыта, можно попасть внутрь и осмотреть остатки «неба» (очень невнятные, впрочем – сохранился лишь каркас с орнаментом и несколько секторов, роспись которых сильно повреждена и сейчас почти неразличима).
Хороши также пейзажи озера Сандал – Максим (которого В. прозвал Mad Max) провез нас вокруг Лычного острова. А вообще островов здесь немало – у многих суровые, но очень красивые каменистые и мшистые берега, поросшие соснами и березами (здесь много и карельской березы). В общем, сама прогулка по озеру понравилась нам не меньше, чем остров и его церковь.

Еще один памятник на берегах озера Сандал - часовню Михаила Архангела в деревне Ерши (XVIII в) - мы осматривали на следующий день. Поездка эта заняла у нас немало времени, так как из-за плохого состояния лесного грейдера пришлось идти пешком около 2 км в одну сторону – но из-за переноса водной экскурсии на вечер предыдущего дня мы опережали график и могли себе это позволить. А вообще, Ерши – деревня вполне обитаемая, по крайней мере, летом. Места здесь живописнейшие: имеется прекрасный вид на озеро и Лычный остров с Петропавловской церковью, но добраться сюда можно далеко не на любом автотранспорте.


Катера на базе "Сандал"


Отплываем на Лычный.


Через полчаса показался Лычный остров с Петропавловской церковью (1620 г).


Петропавловская церковь (1620 г). Слева внизу видны остатки каменной ограды - такие обычно складывали из камней, которые земледельцы в изобилии собирали на своих полях каждый год (почти весь северо-звапад России - это земля, рождающая камни).


У церкви красивое крыльцо и резьба причелин.


С которого также открывается прекрасный вид на озеро Сандал.


У Петропавловской церкви сохранились деревянные водостоки. Окна и их наличники таже весьма архаичны.


Трапезная Петропавловской церкви.


Окно с задвижкой - снаружи такую не откроешь.


От старого "неба" осталось лишь два сектора да расписные тябла. Но разобрать я смогла только изображение серафима в верхней части.


Низкое вечернее солнце над озером.


Так выглядит Петропавловская церковь с другой стороны Лычного острова.


Соседний остров со скалистыми берегами очень живописен.


На скалах растет довольно густой лес - обычное дело для Карелии. Здесь также много карельской березы, узнаваемой по кривому стволу.


Местами скалистые берега покрыты мхом.


На многих островах озера Сандал есть туристические домики и, естественно, пристани.


Деревня Ерши не выглядит заброшенной, хотя дорога сюда ведет плохая.


Часовня Михаила Архангела в деревне Ерши (XVIII в)...


Также стоит на берегу озера Сандал.


Звонница часовни весьма изящна. Внутри пусто, видавшая виды дверь не запирается.


Отсюда тоже видна Петропавловская церковь на Лычном острове. Но цвет воды в Сандале погожим утром уже совсем другой.


В августе в Карелии вообще много полевых цветов. Лычный остров не исключение. Жаль, что этот удивительно красивый поэтический сезон здесь так короток и небогат на погожие дни. Но нам, как видите, на погоду грех было жаловаться.

На этом мы попрощались с неспокойным, но прекрасным озером Сандал и, предварительно затарившись недостающими продуктами в Медвежьегорске, отправились к центральному пункту нашей поездки – Заонежскому полуострову, о котором рассказ пойдет в следующих нескольких частях.
Tags: Карел. Кондопожский район, Карел. Прионежский район, Карелия, От озер Страны Полночной, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “От озер Страны Полночной” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments