Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Большое Карпатское кольцо: Восточная Галиция (вокруг Галича, Рогатин и октестности, Свирж)

Какой бы ни была погода, нам нужно было двигаться дальше – и мы снова возвращаемся в Галичину (теперь в восточную ее часть), т.е. на земли, занимаемые некогда Галицко-Волынским княжеством. Здесь нас ждут единственные на нашем пути домонгольские памятники, помнящие, видимо, самих Романа и Даниила Галицких – оборонные валы древнего Галича (ныне с. Крылос) и церковь св. Пантелеймона 1200 г, сохранившаяся в селе Шевченково. В 1241 г древний Галич был разрушен, а Даниил Галицкий перенес свою столицу во Львов. На месте древнего Галича нынче организован музейный комплекс, центром которого является Успенская церковь, выстроенная в XVI в рядом с руинами Успенского собора 1157 г, на фундаменте которого в 1500 г была выстроена Васильевская часовня. В епископских палатах XIX веке организован историко-археологический музей, не слишком, впрочем, интересный. Рядом находится раскопанный курган, куда вроде даже внутрь пускают (впрочем, при нас было закрыто) и валы древнего кремля. В скансен, где есть церковь нач.ХХ в, решили не ходить. Вокруг типичный прикарпатский пейзаж – невысокие пологие зеленые холмы с засеянными полями и редкими перелесками.
Церковь св. Пантелеймона в селе Шевченково на месте древнерусского городища – возможно, самая древнее сохранившееся здание всей Западной Украины. До сводов это, видимо, 1200 год – по крайней мере, на нижнем ярусе стен снаружи можно и сейчас видеть граффити XIII-XIX вв. А еще здесь прекрасный портал с древним рельефом Успения Богородицы и апостолами.
Город Галич, выросший неподалеку от Галича древнего, сильно пострадал в годы I-ой Мировой войны, потому сейчас здесь туристу делать особо нечего. Единственный его старый храм - церковь Рождества Христова (1550 г) - подвергся значительной перестройке в 1904-1906 гг.


Крылос. Рельеф Успение Богородицы над порталом Успенского собора XVI в, вполне вероятно, принадлежал еще одноименному собору 1157 г.


Крылос (древний Галич.) На фундаменте Успенского собора 1157 г в 1500 г выстроена Васильевская часовня.


Успенский собор XVI в и часовня 1500 г.


Его интерьер новоделен.


Первый символ Галича - Галица - крылатая змея, из пасти которой растет побег дерева.




Портреты галицко-волынских князей при входе в музей Крылоса.


Епископаская резиденция XIX в. ннвче здесь музей.


В музее запрещеено фотографировать. Но если честно, то и нечего. Вот разве что эта народная икона с Георгием Победоносцем ничего так.


Валы древнего Галича (XII в).


Здесь же курган - даже не знаю, подлинный или реконструкция.


Прикарпатские пейзажи - уже не горы, но тоже красиво.


Шевченково. Церковь св. Пантелеймона (1194 г, перестройки XVI, XVII, XIX вв).


Внутри нет ничего особо интересного. Ну разве что капители древние.


Портал и его фрагмент.


Граффити на стенах храма. Крест в лодке - символ Галича XII-XIII вв.


Еще граффити Пантелеймоновской церкви - кораблик и церковь.


Еще церковь и загадочный рисунок.


Церковь с процветшими крестами - частый мотив рельефов XII-XIII вв.


Часто встречаются изображения лошадей.


В самых разных видах.


Скромная звонница XVII в. И рельефы (скорее всего, современные) - св. Пантелеймон.


Галич. Центральная площадь. Памятник Даниилу Галицкому.


Галич. Церковь Рождества Христова (1550 г, но сильно перестроена в 1904-1906 гг).

Потом мы ненадолго вновь вернулись на Бойковщину – а именно, ее восточную часть, где в селе Черче сохранилась прекрасная деревянная Васильевская церковь, известная в XVI в, но перенесенная на это место в 1733 г.

Еще одна великолепная и очень древняя (1598 г, колокольня пристроена в XVIII в) деревянная церковь Святого Духа находится в городе Рогатин и принадлежит уже к галицкой школе зодчества (но если честно, не слишком-то она напоминает галицкие храмы - архитектура здесь вполне уникальна). Церковь превращена в музей – так что ее великолепный иконостас 1649-1650 гг можно увидеть без проблем в урочное время. В церкви также собраны старые иконы и деревянная церковная скульптура XVI-XIX вв, а вокруг можно посмотреть историческое кладбище со множеством старых надгробий.
Еще одна деревянная церковь Рогатина - св. николая - относится к XVIII в, она действующая – а значит, внутрь попасть мудрено.
Город Рогатин сохранил каменный римо-католический костел св. Анны (1509 г) и греко-католическая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в основе которой лежит сооружение XII-XIV вв (но по виду не скажешь, конечно). Вокруг центральной площади сконцентрирована почти вся немногочисленная историческая застройка, а посреди площади установлен памятник самой знаменитой уроженке Рогатина – похищенной во время татарского набега 1520 г поповской дочке Насте Лисовской, вошедшей в мировую историю под именем Роксолана.

Ровесником тех самых времен, когда эту территорию терроризировали набегами крымские татары, является также оборонный костел Архангела Михаила (1578 г), одиноко стоящий на вершине холма на окраине села Чесныки. Но это уже памятник польской эпохи (хотя стуктура храма вполне украинская - трехчастная), а рядом с ним сохранилось надгробие шляхтичей Хшановских (нач. XIX в).


Село Чесныки. Оборонный костел Михаила Архангела (1578 г) на вершине холма. Здесь жители села прятались от татарских наабегов.


У костела, впрочем, типичная для украинских храмов трехчастная стуктура.


Мощные контрфорсы укрепляют его стены.


Внутри старый иконостас, но рассмотреть его мы смогли только в замочную скважину. Перед церковью есть классицистическое надгробие шляхтичей Хшановских (нач. XIX в).


Село Черче. Симпатичная бойковская церковь Св. Василия Великого (XVI в, перенесена на это место в 1733 г).


Церковь со стороны апсиды и бревна сруба XVI в.


Чугунное Распятие с ангелами над надгробием. Кресты украинских церквей, обычно, все разные.


Рогатин. Церковь св. Духа (1598 г, колокольня XVIII в) - нехарактерный образец галицкого деревянного зодчества.


Вход на кладбище и в церковь - музей.


У церкви старое кладбище.


С интересными надгробиями и памятниками.


Распятие XVI в. Старая деревянная скульптура XVII или XVIII в. Внутри храма снимать нельзя, потому фотографий будет мало - лишь то, что удалось снять контрабандой. Не обессудьте.


Иконостас 1649-1650 гг - настоящий шедевр украинского ренессансно-барочного искусства.


Сундук с изображениями стражников у гробницы Христа.


Еще одна рогатинская деревянная церковь - св. Николая (1729 г) - вполне традиционной для Галиции архитектуры.


Трехчастная с высоким центральным нефом.


Рогатин. Костел св. Анны (1509 г).


Интерьер и оформление окна и стен костела.


Застройка площади Роксоланы.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, как пишет путеводитель, очень древняя - в ее основе лежит сооружение XII-XIV вв, но по виду храма этого не скажешь.


Украинцам, которые любят напоминать россиянам о татарском иге, от которого те якобы страдали дольше их, следовало бы помнить не только о разрушении древнего Галича и Киева, но и о судьбе этой девушки - дочки рогатинского паруха Насти Лисовской, угнанной в полон во время разрушительного набега крымских татар на Рогатин в 1520 г (тогда же город был почти целиком сожжен). Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: уж если татары вплоть до XVII в доходили периодически даже до Москвы, то можно себе представить, как страдали от них украинские города и села! По этой же причине плодородные земли Новороссии не были заселены вплоть до завоевания Крыма Российской империей. Другое дело, что Настя оказалась дамой с яйцами не робкого десятка и смогла не только отвоевать себе во враждебном окружении султанского гарема место под солнцем, став любимой женой султана Сулеймана Великолепного, но и влиять на политику Блистательной Порты, войдя в мировую историю под именем Роксоланы.

Тучи, от которых мы так успешно убежали с утра, догнали нас на границе Львовской области. Тем не менее, отказываться от поездки к Свиржскому замку, выстроенному в XIV-XV вв (современный вид приобрел после реконструкции XVII в), мы не стали. Это один из самых сохранных замков на Украине – и тем не менее, он стоит закрытый и никак не используется. Погуляв здесь немного среди фотогеничных пейзажей Прикарпатья, мы поспешили во Львов, где и замкнулось наше Большое Карпатское кольцо.


Бибрка. Костел св. Николая и Анны (1722 г).


Свиржский замок (XIV-XV вв, современный вид приобрел после реконструкции XVII в).


Оборонный ров перед воротами замка.


А вот и сами ворота XVII в. Какой-то фантастический зверь на рельефе над окном.


Внутренний двор замка.




Руины башни (1484 г) - старейшее сооружение замка.


Рядом находится костел 1546 г  постройки. И еще одни въездные ворота замка.


Места вокруг Свиржа очень красивые.
Tags: Большое Карпатское кольцо, Укр. Ивано-Франковская область, Укр. Львовская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большое Карпатское кольцо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments