Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Большое Карпатское кольцо: Закарпатье (Марамурэш: Колочава, Колодное и Закарпатская Валахия)

Следующий день начали с относительно дальнего выезда в с. Колочава Межигирского района – настоящее сердце Карпат. В Колочаве нам вновь не повезло попасть внутрь храма – смотрителя не было на месте («пан на лiкарнi, у пана тиск пiдвищився» – давление поднялось, то есть). Но церковь Святого Духа (1795 г) хороша и снаружи – это типичный русинский храм (исторически в Колочаве жили бойки, но сейчас население смешанное: здесь есть и лемки, и венгры, и гуцулы, и галичане), увенчанный барочной колокольней. Это, скорее, район Верховины, но влияние архитектуры Марамурэша, здесь также заметно – в двухчастной структуре храма и крутой крыше с заломом.
Отдельных эпитетов заслуживает само село, вытянутое на 15 км (!) вдоль берега реки Теребля, - пожалуй, это самое живописное место из всех, что мы видели в Карпатах. Здесь 7 музеев, самым интересным из которых считается скансен (многие хвалят его больше ужгородского, но все-таки ужгородский, думаю, поразнообразней будет), а также пара десятков памятников, самым интересным из которых является памятник гастарбайтеру (ничего удивительного, отходничеством жители закарпатских сел занимаются уже не первую сотню лет - заработать денег на родине в этих краях давно уже невозможно). Но мы ничего этого не видели - очень спешили в этот раз. Решили, что при первой возможности, иже таковая наступит когда-либо, вернемся сюда, поскольку кроме самих колочавских красот рядом находится красивейшее грное озеро Синевир, которое тоже заслуживает посещения.
Очень красива и дорога в Колочаву из Тячева – все выше и выше в гору по заросшим склонам плохонькая местами размытая дорожка продирается через лес. В какой-то момент она выходит на берег красивейшего Ольшанского водохранилища, образованного плотиной Теребле-Рикской ГЭС. Вода здесь удивительного изумрудного цвета, но вот сфотографировать эту красоту весьма проблематично: нужно либо по лесной тропе спускать в лес к самому берегу (за деревьями вообще ничего не видно), на что мы пожалели времени, либо, нарушая все регламенты и рискуя быть привлеченным к ответственности, фотать, остановившись напротив плотины, что я в итоге и сделала :)

Вернувшись в Тячевский район той же дорогой, сделали остановку в селе Колодное, где находится одна из самых старых деревянных церквей Украины - Николая Чудотворца, выстроенная аж в 1470 г. Правда, от этого времени остались лишь стены, срубы построены в XVI в, а двухъярусная галерея и барочная башня, понятное дело, ранее XVIII в появится вряд ли могли. По своим формам, а также географически, Николаевская церковь вполне может быть отнесена к храмам Марамурэша, а может, и является образцом для многих из них. Храм перенесен на нынешнее место в 1800 г, при этом здесь даже сохранились остатки росписей II пол. XVII в XVIII вв, но рассмотреть мы их смогли только  через окна, которые здесь хоть и маленькие, но, в основном, без стекол, так что, в принципе, что-то разглядеть можно.


Эта фотография Ольшанского водохранилища сделана, между прочим, с риском для жизни :)) Ну, во всяком случае, под грозные окрики охрааны.


А плотину Теребле-Рикской ГЭС вообще удалось из окна машины снять.


горная речка Теребля, вдоль которой идет дорога.


Окрестности Колочавы.


Красавица церковь Святого Духа (1795 г) имеет черты и лемковского, и марамурэшского стиля. Двухсрубная конструкция, коньки крыш увенчаны миниглавками. великолепны также и колокольня, и двухъярусная галерея бабинца.


Церковь св. Николая в с. Колодное (1470 г, башня и двускатная крыша XVIII в) и ее колокольня поближе.


Дверь с резным порталом и металлической обивкой. И ганок (крыльцо) первого яруса.


Внутри бабинец отделен от основного нефа стеной.


Неф расписан в кон. XVIII в.




Евангелисты (?) (XVIII в).


Окошко в виде креста - очень архаичный элемент. Росписи алтарной части относятся в кон. XVII в.




Но сохранились они совсем плохо.


Церковь св. Николая в с. Колодное (1470 г, башня и двускатная крыша XVIII в).

На у после этого отправились в Закарпатскую Валахию - села Нижняя Апша (Диброва) и Среднее Водяное (рум. Апша де Миджлок), заселенные в XIV-XV вв пришедшими сюда с юга валахами. Даже сейчас села более чем на 90% заселены румынами - украинскую речь тут понимают плохо, с молодыми проще объясниться по-русски, а бабулька, которой В. сказал пару слов на ее родном языке, бросила тщетные попытки связать пару русских слов и радосто защебетала по-румынски. Мои иллюзии насчет того, что через итальянский язык можно понять румынский, разбились о суровую реальность: все-таки трудно, знаете ли, распознать diritto в слове "дрябт", а a sinisrta в слове "ла стинга".

Центром Закарпатской Валахии, пожалуй, можно считать город Солотвино, где еще недавно добывали соль, а нынче в этих копях пытаются сделать курорт. Но кроме заброшенных соляных колодцев здесь ничего интересного для туриста нет, потому Солотвино мы объехали стороной. Путеводитель 1971 года обещал в обеих Апшах традиционные деревянные рымынские дома с галереями, но и тут вышел облом. Даже на фоне обжитых и ухоженных закарпатских сел, румынские отличаются какой-то невероятной почти цыганской роскошью. Сейчас они сплошь застроены вычурными двух- и трехэтажными особняками сомнительного вкуса. Крохотные дворики за богатейшими металлическими воротами замощены плиткой. В общем, этакая мини-Рублевка - с той лишь разницей, что участки тут малюсенькие, а большинство огромных особняков их хозяева даже не в состоянии отопить зимой (!) - так и ютится семья в паре комнатушек на первом этаже, куда отопление все-таки провели, а все остальное пространство используется исключительно летом (благо, оно тут длинное и теплое) и то, в основном, для гостей (такой вот менталитет - экстерьер важнее содержимого). Впрочем, не стоит забывать, что руками хозяев этих сельских дворцов и выстроены многие из тех самых рублевских хором. Неудивительно, что какие-то элементы их архитектуры (не всегда самые удачные, зато самые броские и заметные) и переняли апшинские строители для своих собственных жилищ - Рублевка для них стала не только источником заработка, но и источником вдохновения. Так что не будем к ним слишком строги.

Церковь св. Николая в Нижней Апше очень древняя - выстроена в 1604 г. Она вполне соответствует храмам марамурэшской группы - двухсрубная и увенчана готической колокольней с пятью шпилями.
А вот в Среднем Водяном сохранилось целых две деревянных церкви - и обе также посвящены Святому Николаю. Нижняя относится к XVII в. Это суровая лишенная внешнего декора двухсрубная конструкция под сплошной двухъярусной крышей, увенчанная колокольней с простым шатровым верхом.
Верхняя же церковь Святого Николая вообще считается древнейшей деревянной постройкой всей Украины - ее дубовые срубы датированы 1428 годом! Надтроены они, видимо, в 1600 г, а вот трапециевидная крыша и колокольня с шатровым верхом появились не ранее XVIII в.
В обеих церквях вроде как сохранились фрагменты росписи, но взгляд через окно оптимизма не внушил - внутри все как-то слишком уж "облагорожено" и по-современному "благолепно".


Городок тересва из окна машины.


Церковь св. Николая в Нижней Апше (1604 г) с отдельно стоящей колокольней красиво размещена на холме.


Хотя местные датируют ее 1561 г.


Пятигранный алтарный сруб церкви значительно меньше нефа. Крыша над ним также граненая.


Отдельно стоящая колокольня совсем скромная. Тоже XVIII в, наверное.


Треугольный фронтон и колокольня с пятью шпилями вполне марамурэшского типа. А рядом старое румынское кладбище.


А вот современное румынское кладбище из села Среднее Водяное. Тоже, кстати, любопытная современная этнография.


Ну и чтобы закрыть тему - старое еврейское кладбище. Сейчас евреи в Закарпатье почти не живут, но до войны, которая стала для них почти фатальной, их здесь было более 10%!


Среднее Водяное. Деревенская улица.


Деревенский домик с забором и воротами.


А граница с Румынией - вот она - справа идет вдоль берега Тисы. Кстати, в советское время украинские румыны жили богаче, чем их собратья по ту сторону границы. Сейчас все, к сожалению, наоборот.


Среднее Водяное. Церковь Св.Николая (нижняя) (XVII в).


Здесь также пятигранный алтарь, сплошная крыша с опасаньем.


Церковь св. Николая (верхняя) - одна из старейших деревянных построек Украины (сруб 1428 г, башня и крыша XVIII в). Интерьер, как видите, не слишком впечатляет, потому бегать по селу в поисках ключа не стали.


Церковь св. Николая (верхняя) - одна из старейших деревянных построек Украины (сруб 1428 г, башня и крыша XVIII в). Кстати, башня увенчана очень интересным крестом - это также традиционно для Закарпатья.

Ну а мы на этом покидаем непонятный, многоликий и загадочный Марамурэш и отправляемся в горную Гуцульщину, о которой речь пойдет в следующий раз.
Tags: Большое Карпатское кольцо, Укр. Закарпатская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большое Карпатское кольцо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments