Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Большое Карпатское кольцо: Закарпатская Угорщина, ч.6 (Марамурэш: Хуст, "хустская четверка", Тячев)

Город Хуст не слишком интересен - сказываются сильные разрушения последней войны. Внимания заслуживают великолепный венгерский костел св. Елизаветы XIII -XV вв (где вроде сохранились фрески XIV в, но внутрь сюда попасть мудрено), католический костел XIX в, синагога нач. 1878 г да руины замка XVI-XVII вв, разрушенного после пожара 1766 г, спровоцированного ударом молнии.


Хуст. Костел св. Елизаветы (XIII-XV вв) - интереснейший храм города.


Костел св. Елизаветы со стороны колокольни.                                        Синагога 1878 г. Не закрывалась в советское время! Говорят, здесь
                                                                                                                     интересный интерьер, но внутрь мы не попали.


Хуст. Башня римо-католического костела XIXВ и вид на руины замка XVI-XVII вв.


Руины замка поближе. Стоит он, как видите, довольно высоко, мы к нему не ходили.


Римо-католический костел XIXв. Его интерьер не слишком впечатляющий.

В селах вокруг райцентра Хуст сохранилось несколько деревянных храмов XVII-XVIII вв, называемых хустской четверкой (до 1994 года, когда сгорела церковь в с. Стебливка, это была пятерка). Все они относятся к марамурэшскому типу деревянного храмостроительства, распространенному также на территории Румынии. От лемковских храмов хустские церкви отличаются двухчастной конструкцией вместо техчастностной - их основной объем более монолитен, хотя ступенчатость сохраняется, и формой навершия звонниц в виде высоких шпилей, напоминающей готические средневековые венгерские колокольни и башни чешских замков. Яркой особенностью хустских храмов является то, что вокруг центрального шпиля размещены еще 4 уменьшенных его копии. Из-за этих шпилей, а также более монолитных и строгих форм основного объема хустские церкви часто называют готическими.
Первую остановку сделали у церкви св. Николая в с. Сокирницы (1704 г, но сруб здесь сохранился с начала XVII в! А в село церковь перенесли в 1770 г), стоящей посреди тенистого парке в центре села. Далее были церковь св. Михаила (1668 г - самая старая из четверки) в с. Крайниково и красиво размещенная на склоне холма самый молодой храм этой группы - церковь Николая Чудотворца (1779 г) в с. Данилово. Сюда мы не стремились попасть внутрь (хотя кое-где даже были телефоны указаны на дверях), поскольку спешили, а интрерьеры этих храмов не слишком хорошо сохранились.


Церковь св. Николая в с. Сокирница построена в Виноградовском районе в нач. XVII в, в  1770 г ее перенесли в с. Сокирница. Все срубы сохранились, но в 1770 г церковь приобрела современный вид,


- получила высокую башню с готическим шпилем. И монументальную колокольню рядом.


У церкви чудесный резной портал.


Интерьер храма довольно прост (сняла через окошко, извините за качество. Вот только иконостас XVIII в заслуживает внимания. Кстати, святые в нижнем ярусе написаны рядом с храмом с высоким шпилем - типа церквей хустской четверки.


На стены набиты кресты. На самом деле, это захоронения у сен храма так обозначены.


Церковь св. Михаила в с. Крайниково - самая старая из четверки (1668). У нее чудесное двухъярусное крыльцо ...


...с треугольными окошками и башня с пятью шпилями


... и прекрасный резной портал с подсолнухами (?)


Церковь св. Николая в с. Данилово (1779 г) с высоченным центральным шпилем стоит на склоне высокого холма. Рядом стройная колокольня того же времени.


Эффектно выглядит Николаевская церковь и со стороны апсиды, и со стороны колокольни. Опять же прекрасно смотрится двухярусное крыльцо.


Детали галереи скреплены деревянными скрепами. Эффектно выгляди и гонт.


На стенах также набиты погребальные кресты.                                       А мощеная булыжником дорога уводит в Алексанровку.

Не увенчалась успехом и наша попытка попасть внутрь церкви Параскевы Пятницы (1753 г), что в селе Александровка (как назло, именно здесь никаких контактов указано не было, а расспросы местных жителей не принесли результата) – пришлось рассматривать ее неплохо сохранившиеся росписи 1799 г в через окошки (также незастекленные, что несколько облегчило нашу задачу).


Церковь Парскевы Пятницы (1753 г) в селе Александровка - самая аутентичная из всей четверки храмов. Она больше других вытянута по горизонтали. И у нее пропрциональная колокольня с шатровым верхом.


Резной портал храма.


У церкви богатый резной иконостас кон. XVIII в и икона из него.


Интерьер храма. Хоры.


Росписи стен Пятницкой церкви 1799 г...


...сняты через окошки.


Христос и святые на алтарной стене.




святые и апостолы поближе.


Церковь Параскевы расписана в 1799 г мастером Стефаном Теребльским.

На ночевку решено было остановиться в райцентре Тячев (9 тыс. жителей), в котором оказалось несколько приличных отелей, но вот из всех заведений общепита кухня работала лишь в одном. Впрочем, кормили тут вкусно и сытно – блюдами все той же венгерской кухни, популярной во всем При- и Закарпатье. В Тячеве еще в ХХ в преобладало венгерское население, сейчас, думаю, это уже не так. А вообще, здесь проходит граница с Румынией, холмы которой можно наблюдать на противоположном берегу речки Тиса.
Достопримечательностей в Тячеве немного – несколько домиков австро-венгерского и чехословацкого периодов, центральная Соборная площадь, на которой стоят Реформатский костел (XIII-XV вв, построен как католический, в 1546 г передан реформатам), римо-католический костел св. короля Иштвана (1780 г), а также здание реформатской фары (кон. ХХ в постройки).


Типичный традиционный закарпатский дом - таких вне музеев осталось очень и очень мало. Этому тоже, похоже, недолго стоять осталось.


Тячевский горсовет, видимо, также расположен в старом особняке австро-венгерского периода.


Католический собор св. Иштвана (1780 г).                                               Реформатский костел XIII-XV вв.


В кон. ХХ в выстроена также реформатская фара.


Соборная площадь целиком.


Памятник тячевцам, погибшим в I и II Мировых войнах. Как видите, имена, в основном, венгерские. Не исключено, что во II Мировой войне большинство из этих погибших сражались на стороне Германии.


Застройка Соборной площади.


В основном, австро-венгерского периода.


Греко-католическая Успенская церковь (1852-1889 гг).                         Такой знак на улицах Закарпатских городов еще вполне актуален.


Ближе к реке Тисе. Хдесь выстроен большой спортивный центр.


Полуразрушенный мост мог бы вести в Румынию (она на другом берегу). Но сейчас погранперехода здесь нет.

И снова чехословацкая архитектура на улицах Тячева:





Та самая закарпатская "гвирка" используется и в местной рекламе (поверьте, украинец здесь поймет не намного больше, чем русский :) Надпись гласит: Ты посадил картошку? Тогда немного отдохни.
Tags: Большое Карпатское кольцо, Укр. Закарпатская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большое Карпатское кольцо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments